Войти в почту

Глас вопиющего о моратории.

Глас вопиющего о моратории.
© Zab.ru

В этом году, как, впрочем, и в прежние годы, очередное повышение тарифов на жилищно-коммунальные услуги с 1 июля в Забайкальском крае прошло относительно спокойно. Немногочисленный митинг известных общественников края остался мало кем услышан, тем более региональными властями. Но задуматься есть о чём.

Примите как данность

Обязательное повышение тарифов на жилищно-коммунальные услуги со второго полугодия – это как природная смена времён года. Самое печальное кроется в том, что никто никогда со стороны властей и коммунальных ведомств не объясняет – с чем это связано, какие на самом деле затраты у поставщиков этих услуг для народа и предприятий, неизбежное ли это мероприятие и что делается ведомствами, дающими нам электричество, тепло, воду и другие услуги? Наша региональная служба по тарифам (РСТ) только объявляет об очередном повышении, но никаких экономических выкладок необходимости этого не даёт. Ну, а соответствующие ведомства постоянно, как мантру, повторяют одно и то же: не будет повышения тарифов, город зимой замёрзнет, люди останутся без электричества, воды и газа, погрязнут в мусоре.

Ну, кто возьмётся объяснить – не формально, а с экономическими выкладками, что читинцы, которые оплачивают потребляемую электроэнергию в пределах социальной нормы по «городскому тарифу», с 1 июля должны платить за кВтч на 13 копеек больше, чем в первом полугодии, то есть 3 рубля 49 копеек. Тариф для горожан сверх социальной нормы вырос на 22 копейки – до 4 рублей 61 копейки за кВтч. А тариф на электроэнергию для дачников в размере соцнормы увеличился на 9 копеек – до 2 рублей 45 копеек за кВтч, а сверх соцнормы – на 15 копеек (до 3 рублей 23 копеек за кВтч). Владельцы находящихся в городе домов, оборудованных электрокотлами, по соцнорме теперь будут платить 2 рубля 97 копеек за кВтч, выше нее – 3 рубля 92 копейки за кВтч. Тариф на холодное водоснабжение для читинцев с 1 июля увеличился на 72 копейки - до 31рубля 84 копейки за кубометр, на водоотведение - на 56 копеек, до 19 рублей 29 копеек за куб. Услуги теплоснабжения подорожали на 61 рубль 77 копеек - до 1465 рублей 65 копеек за гигакалорию. За газоснабжение будут платить больше на 5 рублей 43 копейки больше, что составит 48 рублей 86 копеек/кг. Для тех, кто покупает сжиженный газ в баллонах самовывозом, тариф повысился на 1 рубль 70 копеек (до 47 рублей 5 копеек/кг).

Плата за вывоз ТКО для жителей многоквартирных домов за одного человека теперь составляет 102 рубля 81 копейку в месяц. Для жителей частных домов за одного проживающего плата за вывоз твёрдых отходов составляет 71 рубль 37 копеек в месяц.

Откуда же взялись все эти дополнительные рубли и копейки повышения тарифов? Кто и как их посчитал, как обосновал? Отсутствие конкретных объяснений с экономическими выкладками, игнорирование обсуждения тарифной политики с участием общественных советов нервирует людей, заставляет их относиться к повышению, как к произволу властей и коммунальщиков.

Санкции против народа?

Конечно, при таких условиях большинство забайкальцев не согласно с повышением тарифов. Их мнение в Чите выразили общественные активисты на немногочисленном митинге ещё 28 июня. Но мероприятие почти не получило подробного освещения в СМИ, о нём написали лишь некоторые издания оппозиционных партий. В частности, эти же издания известили своих читателей, что в Госдуме находится законопроект от 21 февраля текущего года о моратории на повышение цен ЖКХ, внесённый депутатами одной из оппозиционных фракций, но до сих пор он даже не рассматривался, так как правительство выступило против него.

Как раз идея о моратории красной нитью проходила и на упомянутом митинге в Чите. Юристы Александр Жданов и Марина Савватеева подчёркивали, что в условиях, когда падают реальные доходы населения, а цены растут на самое необходимое для народа, увеличение оплаты услуг ЖКХ – есть антинародная политика. Говорили они и о том, что миллионы людей в стране живут бедно, а профицит бюджета (превышение доходов над расходами) составляет полтора триллиона рублей. Обращаясь к властям они говорили: «Своим нежеланием принимать закон о замораживании услуг ЖКХ вы практически вводите санкции против своего народа». Жёстко? Конечно. Но если вдуматься, то справедливо.

В данном случае заметим, что инертность властей в этом направлении просто поражает. Вспомним, ещё два года назад президент на одном из совещаний говорил о том, что коммунальщики часто необоснованно повышают тарифы, извлекают нетрудовые доходы за счёт населения. Тогда же он поручил Генпрокуратуре обратить внимание на проблему неоправданного роста тарифов на жилищно-коммунальные услуги. Генпрокурор строго указал всем региональным прокурорам решительным образом заняться этим делом. И что же? То ли эти проверки проходили втайне от народа, то ли вообще их не было, но народу ничего не было доложено по этому поводу, а уж говорить о каких-то положительных изменений как в тарифной политике, так и в качестве предоставления коммунальных услуг вообще не приходится.

Да и многое другое в этой части чиновники просто забывают или игнорируют. Например, ещё несколько лет назад власти края приняли целевую программу по реформированию и модернизация жилищно-коммунального комплекса. Прошло время, но кто-нибудь о ней помнит, знает её смысл? А ведь есть в программе изюминка, которая предусматривает введение в действие новой экономической модели в жилищно-коммунальном комплексе. По замыслу должна осуществляться передача права распоряжения всеми бюджетными ресурсами, выделяемыми в настоящее время на дотирование отрасли, от коммунальных организаций непосредственно гражданам. Использование системы социальных счетов, по задумке реформаторов, позволило бы повысить прозрачность расходования бюджетных средств и усилить социальную направленность тарифной политики.

Пока же власть в лице РСТ действует на автомате – повышает тариф на жилищно-коммунальные услуги, никому ничего не объясняя.

И спит спокойно.