Войти в почту

Китай: союзник или конкурент?

В прошлом году четверть всего импорта в Россию поступила из Китая. Это были грандиозные сделки на сумму 73 млрд долларов. В феврале, после начала событий на Украине, Пекин заявил, что продолжит поддерживать нормальные экономические отношения с Москвой. Однако к концу мая экспорт китайской продукции в РФ уменьшился на 38%. Более того, Китай, формально не присоединившийся к санкциям, начал их вводить.

Китай: союзник или конкурент?
© Мир новостей

Крупнейшие банки КНР приостановили сотрудничество с россиянами. Банкиры жаловались, что азиатские партнеры прямо не заявляют о прекращении финансовых операций, но просто не отвечают на телефонные звонки и электронные сообщения. Закрыто воздушное пространство для самолетов из РФ, если это Boeing или Airbus. Практически до нуля сократились поставки компьютерной техники. Это особенно странно: высокотехнологический сектор Китая и сам находится под санкциями США, поэтому ничего не потеряет, если нарастит продажу электронного оборудования. Но на практике получилось наоборот. А в начале лета в Поднебесной отключили и вещание российских телеканалов.

Можно ли в таких условиях называть Китай союзником и партнером? «Для крупных китайских компаний главное - ни в коем случае не испортить отношений с США и Евросоюзом, потому что для них экономически это самоубийство», - считает политик и бывший зампред ельцинского правительства Сергей Шахрай. Последние два года он работает в КНР, поэтому хорошо знает ситуацию.

Пекин боится помогать Москве, чтобы не лишиться доступа к американским и европейским технологиям и к рынкам, где он продает свою продукцию. По словам Шахрая, крупные компании на самом деле очень скрупулезно исполняют западные санкции против России. Если они не будут этого делать, то китайская экономика сразу потеряет 1,5 трлн долларов. Интересно, что даже спецоперацию на китайском телевидении комментируют крайне политкорректно - с точки зрения европейской, украинской и российской. Зрители вольны сами выбирать, какой позиции придерживаться.

Шахрай поясняет, что в экономике и политике есть такое понятие, как «конкурентное партнерство». Если совместные усилия приносят выгоду обеим странам, то страны считаются партнерами. Но при этом они могут конкурировать в других сферах. Словом, где выгодно - мы друзья, где не очень - враги. Примерно так выглядит сегодняшняя ситуация в отношениях России и КНР. Но точек соприкосновения может стать куда меньше: торговые отношения России и Китая составляют 150 млрд долларов в год, а у Китая с США - более 800 млрд, с Евросоюзом - более 900 млрд долларов в год. Разница между Россией и коллективным Западом больше, чем один к десяти. «КНР никогда не будет вести себя как самоубийца и рвать торгово-экономические отношения с США и Евросоюзом ради России. Это не в стиле Китая», - уверен политик.

Вероятно, Запад тоже не стремится к экономической войне с такой мощной державой. «США тихонечко, под ковром, снимают ограничения против КНР, введенные Дональдом Трампом. Например, в апреле были отменены импортные пошлины на 350 видов китайских товаров, поступающих в США. Стоимость одного этого решения, по самым скромным оценкам, составила 70 миллиардов долларов. И таких решений принято уже несколько», - заявляет Шахрай. По его мнению, бравурные заявления российских общественных деятелей о том, что Восток нам поможет, по меньшей мере неверны. «Китай нам не союзник, а конкурентный партнер», - заключил политик.

Наталья Владимирова.

Фото: ADOBE STOCK