Один из богатейших бизнесменов России Владимир Потанин, недавно попавший под британские санкции, отметил, что они не распространяются на компанию. Но из-за так называемых добровольных санкций у «Норникеля» возникли проблемы с логистикой. С западными банками тоже есть сложности с расчетами, кредитами и торговым финансированием. По мнению Потанина, объединение «Норникеля» и «Русала» «позволяет создать национального чемпиона» и приобрести дополнительную санкционную устойчивость. Он уже ответил на соответствующее предложение алюминиевой компании, направив письмо, в котором подтвердил согласие на начало процесса обсуждения слияния.
Что может помешать этой сделке? И способна ли она защитить компании от санкций? Мнение партнера адвокатского бюро «А2» Михаила Александрова:
Михаил Александров партнер адвокатского бюро «А2» «У нас есть Федеральная антимонопольная служба. Понятно, что для создания такого гиганта потребуется ее согласие. Что касается иностранных регуляторов, там все будет зависеть от доли объединенной компании на том или ином рынке, а также от того, как они будут на это смотреть, как они будут эти доли считать. Сможет ли уйти из-под санкций конкретная компания? Если мы посмотрим на пример «Газпрома», у него газ закупать не перестали. Тоже гигантская компания, но, понятно, она жизненно необходима, поэтому расчеты с ней ведутся. Возможно, в данном случае получится такая же история».
Потанин неспроста напомнил об акционерном соглашении, которое является в каком-то смысле компромиссным. Ранее глава «Норникеля» называл его рудиментом, который не нужен для развития компании. В прошлом году после ряда аварий на предприятиях ГМК Потанин предложил прекратить соглашение досрочно и пересмотреть дивидендную политику в сторону уменьшения выплат и увеличения инвестиций в инфраструктуру. Собственно, сам конфликт акционеров возник из-за того, что «Русал» хотел больше дивидендов, чтобы расплатиться с долгами. А контролирующий акционер «Норникеля», наоборот, выступал за инвестиции вместо выплаты дивидендов.
Возможно, идея объединения возникла вовсе не из-за западных санкций, а из-за разногласий между акционерами «Норникеля» по поводу тех самых дивидендов. Так считает руководитель аналитического департамента BCS Global Markets Кирилл Чуйко:
Кирилл Чуйко руководитель аналитического департамента BCS Global Markets «Соглашение между акционерами в этом году в «Норникеле» заканчивается. Есть большое давление со стороны «Русала» на компанию «Норникель», чтобы «Норникель» продолжал платить дивиденды, а менеджмент «Норникеля» и «Интерроса» больших дивидендов не хочет. Мне кажется, что последнее — отсутствие желания у контролирующего акционера платить дивиденды — и привело к тому, что было предложено объединиться, объединить денежные потоки. Я не исключаю, что это предложение объединиться было с пониманием того, что сама по себе сделка достаточно маловероятна. Потому что как будут сочетаться «Русал» и «Норникель»? Это, наверное, вопрос того же порядка, как будут сочетаться Coca-Cola и апельсиновый сок».
На вопрос о стоимости сделки эксперты отвечают так: если бы слияние «Норникеля» и «Русала» состоялось прямо сейчас, то, по грубым оценкам, это порядка 60 млрд долларов. Но когда (если) стороны договорятся, капитализация обеих компаний может измениться.