Стало известно, кто покупает российский бизнес McDonald's
Обновлено в 17:28
McDonald's продает свой бизнес в России предпринимателю-нефтянику Александру Говору, чья компания «ГиД» управляет 25 ресторанами McDonald’s в Новосибирске, Бердске, Томске, Кемерове, Новокузнецке, Барнауле и Красноярске. Сделка предполагает, что рабочие места сохранятся за персоналом ресторанов на протяжении как минимум двух лет. Говор будет управлять ими под новым брендом.
Минпромторг РФ будет оказывать содействие российским собственникам McDonald's, заявил министр промышленности и торговли Денис Мантуров.
Новым названием McDonald's в России может стать «МакГовор». Об этом каналу Shot сообщил сам будущий владелец сети. Также он подтвердил, что все традиции производства будут сохранены, а руководить ресторанами будет топ-менеджер Алексей Николаюк.
Говор — известный предприниматель из Новокузнецка. Он также является совладельцем «Нефтехимсервиса», компании — собственника Яйского нефтеперерабатывающего завода, и учредителем компании по управлению и аренде недвижимости «Сибирский распределительный центр».
На каких условиях могла быть заключена сделка и когда ждать объявления нового названия ресторанов? Комментирует омбудсмен ресторанного рынка Москвы Сергей Миронов:
— Мы не знаем природу сделки, как именно они договорились. Может быть, там какие-то отступные, может быть, договорились, что завтра они вернутся, может, это повлияло на саму сумму сделки. В любом случае франчайзи, который владеет ресторанами, лучше знает специфику и знает, с чем он столкнется, для него это более понятная сделка.
— Значит, все рестораны McDonald's, которые работали не по франшизе, в том числе московские, теперь становятся собственностью Говора?
— Ну, мы так понимаем пока. Возможно, это не совсем так, но пока это нам объявили.
— Нам ожидать в ближайшие часы объяснения, под какой маркой будут работать рестораны?
— Я думаю, что название у них уже есть, будем ждать, когда они объявят. По-прежнему непонятно, что будет с другими франчайзи: с казахским франчайзи, с «Росинтером», потому что они имеют право по закону сохранить товарный знак McDonald's и Говору придется с ними вести переговоры, договариваться, чтобы они перешли на его марку. Ну, наверное, с помощью самого McDonald's каким-то образом, но им придется давать какие-то преференции, потому что они вправе потребовать оставить у них товарный знак. Чтобы перейти на новый товарный знак, они однозначно попросят что-то взамен.
Ранее сообщалось, что российский бизнес McDonald's может купить другой франчайзи — родственник Назарбаева казахский миллиардер Кайрат Боранбаев. Об этом писал The Bell со ссылкой на источники, которые «следят за судьбой компании».
Всего в России работают три франчайзи McDonald's. Это структуры Боранбаева, «ГиД» Александра Говора и компания «Развитие рост» холдинга «Росинтер» (это сети «IL Патио» и «Шикари»). Она управляет McDonald's на вокзалах и в аэропортах в Москве и Петербурге.
Сделка может быть оформлена как формальная, чтобы при благоприятных условиях McDonald's смог вернуться в Россию, считает эксперт каталога Franshiza.ru Анна Рождественская:
Анна Рождественская эксперт каталога Franshiza.ru «Все схемы выхода головных компаний из бизнеса не совсем рыночные. Либо это передача доверительного управления, либо это передача управления активами, когда управляет бизнесом один из партнеров либо франчайзи, а по факту все-таки в управлении остается центральный офис с обязательством передать весь бизнес после наступления каких-либо обстоятельств. Среди сделок, которые были в последнее время от компаний, которые уходят из России, практически не было стопроцентно рыночных выкупов бизнесов. Если разобрать пресс-релиз, который выпустила компания, центральный офис McDonald's говорит, что будет продавать собственный бизнес, собственные точки, но при этом франчайзи, возможно, останутся работать под брендом до истечения срока договора. Франчайзинг на сегодняшний день — это одна из вполне легальных схем ухода от политических санкций. Вот что говорит, например, один из «большой тройки» фастфудов: «Я бы рад закрыться в России, но все точки принадлежат франчайзи, поэтому мы не можем уйти». Поэтому франчайзинг на сегодняшний день в некотором смысле спасение для иностранных корпораций, которые хотели бы остаться на нашем рынке».
На этой неделе McDonald's объявил об уходе из России, отметив, что из-за военных действий на Украине считает сохранение российского бизнеса «нецелесообразным и не соответствующим ценностям компании». Фирма заявила, что начала продажу российского бизнеса и ищет местного покупателя.
После завершения сделки, как утверждали источники ТАСС, сеть продолжит работать под новым брендом и с новым меню. Заведения могут возобновить работу уже в июне. По данным российского Forbes, McDonald’s пойдет по стандартной схеме: в Иране после ухода компании был открыт Mash Donalds, в Донбассе — «Дон Мак», а в Крыму — «Автокафе».