Войти в почту

Николай Петров: Может ли Европа отказаться от российского газа?

Европа остается расколотой из-за эмбарго на энергоносители России. Введя широкомасштабные санкции в отношении российских банков и высокопоставленных лиц нашей страны, поставки российской нефти и газа в Европу продолжались.

Николай Петров: Может ли Европа отказаться от российского газа?
© Daily Moscow

Россия удовлетворяет примерно 40% спроса Европы на газ (приблизительно Россия поставляет от 175 до 200 млрд.кубов в год), который используется для отопления домов, выработки электроэнергии и снабжения промышленности.

Однако, Евросоюз намерен снизить свою зависимость от российского газа на 80 процентов и активно ищет альтернативы по поставкам энергоносителей. Особенно данный процесс ускорился в марте, когда президент РФ заявил о переходе на оплату поставок газа в «недружественные» страны в российской валюте.

Европейская комиссия опубликовала стратегию по снижению зависимости блока от российского газа к концу 2022 года, но насколько она осуществима? Европа определенно создала себе проблему, которую так с ходу не разгрести. Если нефтяной рынок глобальный и вы всегда можете изменить направление, то газ отличается тем, что он не такой взаимозаменяемый, как нефть. Его невозможно перемещать по всему миру так же легко как нефть.

В данный момент никто не сможет удовлетворить спрос Евросоюза на газ, поэтому Европа не сможет отказаться от российских поставок газа. Да, теоретически поставщиков в мире достаточно.

Однако, если присмотреться к ним, то мы увидим среди них такие страны как Венесуэлу, Нигерию, Иран, Израиль. Давайте подробно разберём эти страны:

Венесуэла

Cтрана с большими запасами газа, а именно около 4,1 трлн.кубов. Но из-за наложенных санкций, в стране ужасная инфраструктура и низкие добывающие мощности (всего 20,6 млрд.кубов). Потребуются деньги и время на развитие инфраструктуры.

Кстати, интересный факт - президент Венесуэлы Николас Мадуро в 2017 году предоставил компании «Роснефть» право на разработку двух крупнейших месторождений газа в Карибском море. В августе того же года «Роснефть» предоставила венесуэльской госкорпорации PDVSA заем в шесть миллиардов долларов. Поэтому европейские и американские инвестиции могут и не дойти в эту страну.

Нигерия

Большие запасы газа (около 5,9 трлн.кубов), но такие же низкие добывающие мощности - ниже 50 млрд. кубов. Нигерии необходимы длинные инвестиции в газодобывающую отрасль, выстраивание бизнес-процессов. Не стоит забывать, также что на территории этого государства нередко происходят какие-то беспорядки (Религиозные столкновения в Нигерии которые происходят с 1953 года, беспорядки на севере страны). Поэтому возможно из-за нестабильности ситуации в стране реализовать идеи по развитию газодобывающей отрасли будет невозможно.

Иран

Страна, которая могла бы потеснить российский газ в Европе. Но большинство крупнейших месторождений расположено на юге страны и в Персидском заливе. Производства сжиженного природного газа (СПГ) в Иране нет, а газопроводная система неразвита из-за наложенных на страну санкций.

Израиль

С 2020 года Израиль начал добычу собственного газа. Ему удаётся не только обеспечивает себя, но продавать свой газ в Египет. Имеется возможность провести газопровод в Европу. Однако, проблема постройки этого газопровода лежит помимо экономической плоскости в плоскости политической. Израиль находится в конфронтации с Турцией, с Сирией и Ливаном. Более того, согласно подсчетам, газовые поставки из Израиля могут добавить лишь 20 миллиардов кубометров в год для нужд экономики Европы.

Что в итоге имеем?

Вроде бы потенциальные партнеры есть, однако у каждого из них свои условности, которые либо потребуют вложение огромного количества денег, что понесет за собой огромные расходы (которые в конечном итоге будет оплачивать европейский потребитель) и времени (около 7-10 лет потребуется для реализации проектов, поскольку придётся создавать инфраструктуру с нуля), либо вообще не позволят реализовать проекты из-за политических условий (Израиль) или нестабильности в стране (Нигерия).

Что Европе остаётся?

Евросоюз может попытаться максимизировать импорт за счет увеличения импорта газа по трубопроводам от других торговых партнеров, таких как Норвегия и Алжир.

Самая большая экономия в плане ЕС связана с увеличением импорта сжиженного природного газа (СПГ), который, как надеется ЕС, может заменить 50 млрд кубометров российского импорта.

Поэтому Европа может начать импорт сжиженного природного газа (СПГ) из Австралии, Катара и США. Однако, нельзя просто взять и начать выкачивать большие объемы газа, чтобы моментально заменить российские поставки в полном объеме.

Алжирский государственный поставщик газа Sonatrach поставил под сомнение свою способность значительно увеличить добычу в этом году. Более того, не стоит забывать, что эти страны обслуживают не только ЕС. А согласно подсчету аналитиков до 2025 года более половины роста мирового спроса на природный газ придется на азиатские страны. Речь идет, в первую очередь, об Индии и Китае.

Многие производители сжиженного природного газа (СПГ) продают топливо по долгосрочным контрактам азиатским покупателям. Чтобы обеспечить дополнительные поставки, ЕС придется конкурировать с азиатскими покупателями, которые уже давно готовы платить за СПГ цены выше рыночных. Это означает, что Евросоюзу придется платить рекордные цены импорт сжиженного природного газа (СПГ) и построить больше терминалов сжиженного природного газа (СПГ), чтобы увеличить импорт в будущем. В конечном итоге все эти расходы придется оплачивать европейскому потребителю.

Поэтому, на мой взгляд крики Европы об отказе от российских энергоресурсов продлятся недолго. Возможны два варианта: первый - Европа ослабляет санкции и покупает газ у России; второй - Европа покупает российский газ через третьи руки, но уже с ощутимой наценкой (как это сейчас делается с российской нефтью, перегружая сырьё с танкера на танкер: в апреле поставки сырой нефти в «неизвестном направлении» увеличились примерно с нуля до 650 тысяч баррелей в сутки, согласно Tanker Tracker).