Обновлено 30 марта в 20:45
Фармкомпании не могут завезти мелованный картон из Европы, который подходит для маркировки препаратов. Отечественные аналоги есть, но маркировка на них расплывается, и решить проблему быстро не получится.
Импорт подходящего мелованного картона осложнился из-за разрыва логистических цепочек на фоне военной операции РФ на Украине. Продукция, которую еще удается завозить, подорожала на 30% из-за девальвации рубля. Фарминдустрия ищет каналы поставок из Южной Кореи и Китая.
О проблеме рассказал генеральный директор группы компаний «Полисан» Дмитрий Борисов:
Дмитрий Борисов генеральный директор группы компаний «Полисан» «Упаковку делают российские заводы, но картон, который там применяется, был преимущественно производства Финляндии, Польши и Германии. Сейчас все поставки приостановлены, что с ними будет, пока непонятно. Сейчас еще на складах какое-то количество есть, все максимально размещают заказы, чтобы запастить упаковкой, но, на сколько хватит, не знаю. Спрос сейчас ажиотажный, а новых поставок картона пока не было. Есть проблема, что у нас маркировка лекарств по степени детализации одна из самых мелких, и на немелованный картон ее нанести можно, но она будет нечитаемой. Вся система прослеживания окажется бесполезной, потому что даже у себя на заводе мы не сможем информацию считать с этой маркировки и загрузить в систему».
Фармкомпании предложили Минпромторгу пока приостановить маркировку препаратов, чтобы российские производители мелованного картона смогли перестроиться на производство более качественного продукта либо чтобы наладить поставки из других стран. Однако власти пока не соглашаются, говорит генеральный директор Ассоциации российских фармпроизводителей Виктор Дмитриев:
Виктор Дмитриев генеральный директор Ассоциации российских фармпроизводителей «Какие-то компании отказались в принципе от поставки этого картона, какие-то отказались от поставки специальных химикатов для мелования картона. Если мы наносим QR-код на картон, который сегодня есть в наличии, который производят российские компании, его читабельность резко снижается. Получаем фактически 40% брака, но вот я с несколькими компаниями, которые производят картон в России, разговаривал, они сказали, что быстро им решить эту проблему не удастся, потому что нужна химия, которую производят за рубежом, и они ее сегодня получить в нужном объеме не могут. Поэтому мы ищем поставщиков на Востоке: Китай, Южная Корея. Какой-то запас картона есть, мы его сейчас используем, а дальше встанет вопрос о читабельности кодов. Аргументы регулятора в том, чтобы сохранить маркировку, сводятся к тому, что это чуть ли не единственный способ получения более-менее объективной картины по товарным запасам: где что находится, в каких объемах. Мы считаем, что решение может быть гораздо более простое, то есть мы на время вводим мораторий на маркировку, тем более система в полной мере не работает».
Фармкомпании частично перестроились и стали использовать для упаковки лекарств картон от пермской «Камы» и Добрушской бумажной фабрики в Белоруссии. Картон от «Камы» по качеству схож с европейским, а белорусский пока хуже, отмечают участники рынка. Кроме того, его объемов производства может не хватить, чтобы покрыть все потребности фармрынка.
«Проблема во многом надуманная. Печать кода DataMatrix — очень простой, в сравнении с, например, тиснением или ламинированием и фольгированием процесс. При переходе на новый тип бумаги производителям, в первую очередь, необходимо решить эти вопросы. Опыт печати кодов во всех отраслях показывает, что проблем с цифровой маркировки нет, должная считываемость кодов обеспечивается на любом виде картона, что подтверждается результатами многочисленных тестирований. Все вопросы решаются элементарной калибровкой оборудования. Мы со своей стороны всегда готовы помочь производителям в его настройке. Поэтому в связи со сменой поставщиков сырья для упаковки рисков для маркировки нет», — сообщили в ЦРПТ.