Президент Казахстана предлагает политические реформы. Получится ли их осуществить?
Обновлено в 14:35
Президент Казахстана Касым-Жомарт Токаев предложил перейти от суперпрезидентской к президентской форме правления и усилить в стране роль парламента. Такая система, по его мнению, обеспечит оптимальный баланс институтов власти. Токаев также предложил запретить родственникам президента занимать госдолжности.
По его словам, президент должен выступать «незыблемым гарантом равенства возможностей» для всех граждан. Он допустил, что такая норма будет закреплена в Конституции Казахстана.
Кроме того, Токаев заявил о необходимости законодательно запретить главам областей, городов и районов и их замам занимать должности в филиалах партий. Такие решения позволят сформировать многополюсную партийную систему, пояснил он.
Приживутся ли эти политические реформы в республике? Комментирует кандидат политических наук, ведущий научный сотрудник ИНИОН РАН, сотрудник Центра междисциплинарных исследований Максим Вилисов:
Максим Вилисов кандидат политических наук, ведущий научный сотрудник ИНИОН РАН, сотрудник Центра междисциплинарных исследований «С точки зрения политтехнологов, публичных действий, Токаев делает все очень грамотно, можно даже сказать, безукоризненно. На контрасте пытается показать, каким будет его новый стиль правления, и он радикально отличается от того, что Казахстан знал и видел до этого момента. Более того, это фактически беспрецедентный для Центральной Азии и, я бы сказал, для вот этой категории, как их называют, stan countries, туда у нас еще Азербайджан входит, которые традиционно называются султанистскими режимами именно в силу того, что у них даже институционально и юридически суперпрезидентская республика сформирована. Это с публичной точки зрения, и я думаю, что это, конечно, очень сильно добавит ему легитимности как внутри страны, так и на международной арене. Другое измерение — это собственно реальные политические процессы. Неслучайно эта суперпрезидентская форма правления прижилась хорошо в регионе, и она на самом деле очень хорошо обеспечивает управляемость. Объявленная сейчас система на порядок сложнее, поэтому это очень большой вызов сейчас. Казахстану необходимо будет одновременно очень интенсивно вести экономические реформы. Если следом за вот этими объявленными политическими реформами будут запланированы еще реформы экономики, в частности по структуре собственности, можно ожидать, что усилится роль международного бизнеса глобальных компаний, китайских компаний и будет расширяться развитие не только сырьевого сектора, но и какого-то производственного, то при такой структуре экономики такая политическая структура может оказаться работоспособной. Вообще, ситуация января этого года показала, что в стране существует достаточно большое количество нерешенных проблем — и социальных, и экономических, и никто не хочет повторения этих беспорядков. И у Токаева, мне кажется, просто нет выбора другого. Если он после таких объявлений ничего не будет делать, то это все рухнет очень быстро».
Намерения президента Токаева самые серьезные, можно говорить о том, что на деле заявленные цели будут реализованы, считает политолог, представитель Ассоциации приграничного сотрудничества в Казахстане Марат Шибутов:
— Намерения самые серьезные, то есть это изменения больше чем 30 статей конституции. Полноценная конституционная реформа. Меняются полномочия президента, парламента и местного самоуправления. Государственного управления тоже.
— Как внутри страны относятся к анонсированным изменениям?
— В принципе, это то, чего страна ждала долгие годы.
Парламент Казахстана теперь будет избираться смешанно: 70% — по спискам, 30% — по мажоритарным округам. В стране введут косвенные выборы акимов (глав городов). Будет упрощена процедура регистрации политических партий. Создадут Конституционный суд Казахстана.
В начале января этого года в Казахстане прошли протесты против повышения цен на сжиженный газ, продукты и коммунальные услуги. Протестующие также выступали против участия в политике первого президента Нурсултана Назарбаева. Тогда Токаев заявил о намерении провести политическую трансформацию с последовательными реформами.