«Ты умри сегодня, а я завтра»: когда конфликт на Украине приведет к игре на выживание

Почему китайские банки потеряют деньги, если Россия останется без лизинговых самолетов, как западные компании будут стремиться саботировать санкции, что такое капитализм сотрудничества и где находится точка невозврата для мировых хозяйственных связей, ИА DEITA.RU рассказал кандидат экономических наук, финансовый консультант, доцент кафедры Финансы и кредит ДВФУ Максим Кривелевич. Западные санкции больно ударят не только по России. Экономисты сходятся во мнении, что изолировать экономику в современном мире невозможно, по крайней мере, без ущерба, и не только для сторон-участников конфликта. Почему запрет ЕС на покупку, эксплуатацию, страхование и техобслуживание самолетов Россией отразится даже на китайских фермерах, объяснил Максим Кривелевич.  «Если действительно ирландские лизингодатели изымут все российские самолеты, которые находятся в лизинге, и Россия останется без бортов, то пострадают все. И, кажется, не все понимают насколько. Для нас это, конечно, будет чрезвычайно печально с учетом географии России. Но теперь зададимся вопросом: если на рынок неожиданно выпадает огромное количество б/у бортов, кому Boing и Airbus будут продавать свои новые самолеты? Допустим, что лизингодатели будут ждать конца противостояния, чтобы вернуть самолеты, но это значит, что каждую минуту, что эти самолеты будут простаивать на земле, они будут терять деньги. Чьи деньги? Это деньги банков, в том числе крупных китайских банков. Значит, китайские банки начнут терять деньги буквально каждую минуту, что эти самолеты не летают. Они все это переложат в стоимость кредитов, что они выдают своим клиентам. И, условно говоря, китайский фермер, который будет брать кредит на какую-нибудь сеялку, пострадает из-за проблем Аэрофлота или S7.  Вот настолько мир связан», - отметил экономист. Именно поэтому частные компании с обеих сторон вне зависимости от политических симпатий будут всячески пытаться саботировать санкции. Даже с точки зрения лоббизма выгоднее сейчас оставить рынок, не разрушать его, подчеркнул эксперт. «У меня есть курс «Поведенческая экономика», в котором я рассказываю, почему капитализм сейчас уже не тот, что во времена Карла Маркса – кто-то выживает, остальные разоряются и тихо умирают с голоду. И это очень важно. Сейчас фактически в мире сложился новый капитализм – капитализм сотрудничества, а не конкуренции. Если вы возьмете PR и GR бюджеты американских производителей табака или оружия, вы увидите, что они между собой конкурируют в разы меньше, чем они совместно борются с антитабачным лобби. В нефтяной сфере конкуренты не пытаются утопить друг друга, а конкурируют с «зелеными», которые бегают с криками «А давайте нефть запретим». Я бы не сказал, что есть такой международный интернационал коммерсантов и все так благостно, но бизнес действует в логике «напакостить соседу – да, утопить соседа – нет», - рассказал Максим Кривелевич. По его мнению, это дает надежду, что, если конфликт прекратится в каком-то обозримом будущем, система мирохозяйственных связей не пострадает до непоправимого уровня. «То, что есть на сегодняшний момент, очень печально. Никто от этого не выиграл, все пострадали - ни в коем случае не надо понимать мои слова, как шапкозакидательство, но я просто говорю о том, что, если у вас сгорел холодильник - это не конец жизни. Это не повод вешаться. Но если конфликт будет углубляться, то при экспоненциальном росте санкций может возникнуть ситуация «ты умри сегодня, а я завтра». И вот тогда компании уже не смогут саботировать санкции. Сначала будут стараться топить российские компании, потом тех, кто не был достаточно жесток по отношению к России, потом будут просто под этой, так сказать, маркой топить всех, кто просто чем-то мешает, а потом и всех прямых конкурентов. Такой сценарий возможен, хотя и маловероятен на текущий момент», - подытожил он.

«Ты умри сегодня, а я завтра»: когда конфликт на Украине приведет к игре на выживание
© Deita.ru