«Ждем, пока ситуация не придет к какому-то знаменателю». Бизнес — о новой политико-экономической реальности
ЕС и США намерены заморозить активы ЦБ и отключить попавшие под санкции российские банки от SWIFT из-за военной операции на Украине.
Курс евро и доллара растет, российский бизнес сталкивается с логистическими трудностями и неопределенностью. Радиостанция Business FM спросила у предпринимателей, как те собираются преодолевать кризис.
Дмитрий Филиппов, генеральный директор группы компаний «Русит»:
— Пока возникли достаточно большие проблемы с логистикой, потому что у нас идут фуры из Турции и вместо стандартной недели процесс продолжается уже ощутимо долго. Я надеюсь, что там в ближайшее время ситуация каким-то образом устаканится и все придет к каким-то понятным знаменателям. Потому что на сегодняшний день непонятны правила игры, потому что правила меняются по ходу. Я так понимаю, в европейской части достаточно большая антироссийская настроенность и возникать будут в связи с этим проблемы. Мы хотели выводить ряд продуктов на европейский рынок и сейчас приостановили, ждем, пока ситуация не придет к какому-то знаменателю.
— Вы встречались уже с нарушением контрактов со стороны иностранных контрагентов?
— Пока нет, все это в рамках задержек логистических, то есть контракт выполнен с их стороны, отгрузка произведена, а вот логистика застряла. У нас примерно с трех направлений идут контейнеры, и идут с задержками. У нас идет контейнер с сырьем из Кореи, по которому 30-процентная предоплата сделана, а вот оставшиеся 70% нужно доплачивать, и поэтому до конца не понимаем, по какому курсу, потому что в себестоимость заложили один курс, а он уже подрос, поэтому не знаю, в данном случае от нас мало что зависит, поэтому мы будем играть по тем правилам, которые обозначены нашим государством и всей ситуацией, которая сложилась вокруг нас.
---------------------------------------
Артур Шиляев, владелец и генеральный директор сигарной фабрики Siglo De Oro:
«Что же я могу сейчас сказать, ничего не понятно. У меня Никарагуа, Куба — дружественные нам страны, поэтому вообще никаких проблем с этим. А вот чисто с перевозкой, как везти? Авиакомпании как будут работать, кого будут пускать и куда, кого не будут? Я надеюсь, что это никак не отразится, какие-то мелкие проблемы будут, крупные вряд ли. Сейчас пока я покупки не собираюсь делать, хотя планировал кое-что в Никарагуа купить, конечно, непонятно, если курс будет. Что я могу? Здесь я ничего не могу сказать».
---------------------------------------
Владимир Катенев, президент союза «Санкт-Петербургская торгово-промышленная палата»:
«Очень мало времени прошло, чтобы оценить масштаб бедствия. Я говорил с предприятиями, которые производят автомобили, они обеспокоены проблемой с поставкой комплектующих. Так эти проблемы были и неделю назад. Пока оценить последствия довольно сложно, будем искать выходы, будем искать другие рынки. А какие у нас варианты? Конечно, сказать легко, сделать труднее, но и вариантов у нас не так много, нас же не закрывают, наше производство, значит, надо искать других поставщиков, думать, как нам самим возродить и станкостроение, и радиоэлектронную промышленность, как это делала та же Южная Корея. Брали, на коленках собирали — и вот посмотрите, сегодня это лидеры в области того же автомобилестроения. В бизнесе все вообще непросто, если бы было в бизнесе просто, все бы были бизнесменами и все бы были в списках Forbes, поэтому бизнес — это всегда борьба за выживание, это конкуренция, это поиски рынков».
---------------------------------------
Евгений Веселов, владелец сети магазинов оптики «Интероптика»:
«Все обеспокоены, с утра мне позвонили основные мои партнеры и спросили: «Женя, что будет дальше? Как дальше быть и так далее?» Конечно, ничего конкретного я ответить не мог, я просто сказал, что, ребята, у каждой стороны есть две медали, что в принципе это все должно достаточно быстро разрешиться и так далее, что нет смысла переживать пока. Они говорят, что будет большая инфляция, курс евро, как вы сможете оплачивать и так далее. Я говорю: «Ну давайте не будем торопиться, посмотрим, как все будет дальше происходить. Не вижу в любом случае поводов для беспокойства, потому что в любой, даже самой критической ситуации находится оптимальное решение, чтобы бизнес продолжался». Будет непросто, но я думаю, мы решим все вопросы. Может получиться так, что придется для обеспечения большей гарантии перейти на предоплату. Непонятно, каким образом мы будем пока предоплачивать и в какой валюте, поэтому я бы сказал, что это будет некая эволюция. Но в целом я очень сильно надеюсь на сознательность и нежелание терять дополнительные прибыли наших иностранных партнеров, которые не будут ставить во главу какие-то политические принципы, а будут подходить исключительно только с экономической точки зрения, чтобы обе стороны получали прибыль и возможность эффективно работать».
А тем временем сеть супермаркетов «Магнит» сообщила, что отменяет рейсы своих грузовиков в Европу, переходит на наемный транспорт. Речь идет о доставке в Россию импортных товаров.
Также в «Магните» заявили, что все цепочки поставок сегодня работают без сбоев, магазины, склады полностью обеспечены товарами.