Войти в почту

WebMoney прекратила операции с рублевыми кошельками

WebMoney обвинила Центробанк в работе в интересах крупных кредитных организаций. Ранее ЦБ отозвал лицензию у расчетного банка платформы, после чего WebMoney пришлось прекратить все операции с рублевыми кошельками клиентов.

WebMoney прекратила операции с рублевыми кошельками
© BFM.RU

В ответ на запрос Business FM в компании заявили, что предписание было «надуманным», а Центробанк «не заинтересован в развитии финтеха и делает все возможное, чтобы выдавить независимых участников».

Консервативный коммерческий банк, выступавший расчетным банком системы WebMoney, лишился лицензии в эту пятницу. Как говорится в пресс-релизе Центробанка, ККБ «допускал нарушения в области противодействия отмыванию доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма», а также «неоднократно» нарушал федеральные законы, регулирующие банковскую деятельность. «Деятельности организации были присущи повышенные риски ее вовлечения в обслуживание «теневого» игорного бизнеса, нелегальных участников финансового рынка», — утверждает ЦБ, хотя конкретных примеров нарушения закона в документе не приводится.

Сразу же после отзыва лицензии WebMoney пришлось прекратить все операции с рублевыми счетами клиентов. Это может коснуться десятков миллионов россиян — по данным Mediascope, в 2020 году сервисом пользовались не менее трети российских пользователей в возрасте от 12 до 55 лет, совершающих покупки в интернете. В компании уже сообщили, что все средства будут возвращены владельцам, но так ли просто будет это сделать? Комментирует председатель правления некоммерческого партнерства «Национальный платежный совет» Алма Обаева:

Алма Обаева председатель правления некоммерческого партнерства «Национальный платежный совет» «Они все должны вернуть владельцам. Но я не понимаю, как это происходит с неперсонифицированными кошельками, когда непонятно, кто владелец. Как им возврат происходит? Технологически это, может, тоже уже доступно, не знаю. А так все владельцам должны вернуть, а они переведут на свои обратно банковские счета. Поэтому, в принципе, это может быть условно не так трагично, тем более все это будет возвращено. Просто дело времени, ну и некоторой паники, конечно».

После отзыва лицензии у расчетного банка WebMoney сервис опубликовал многозначительный пресс-релиз. В документе компания отвергает обвинения в связях с теневым игорным бизнесом и называет действия ЦБ «недружественными» и «надуманными». В комментарии Business FM WebMoney использует схожие формулировки, но с важными дополнениями. По мнению компании, Центробанк «не заинтересован в развитии рынка финтеха в России и делает все возможное для того, чтобы выдавить независимых участников в пользу одного или, может, еще формально нескольких кредитных организаций». Мнение начальника аналитического управления Банка корпоративного финансирования Максима Осадчего:

Максим Осадчий начальник аналитического управления Банка корпоративного финансирования «Это мнение WebMoney. Центральный банк действительно занимается очисткой банковского сектора. Мы же видим этап этого большого пути. Активизация этой борьбы началась в 2012 году, когда взялись за обнал. Там было около 30 банков, которые активно ввозили в Москву огромные объемы черного нала. Потом был Мастербанк — король обнала, целая сеть банкоматов работала на этом направлении. Ну и далее война с обналичиванием продолжалась с переменным накалом. И вот где-то год-два назад началась фаза борьбы с банками и с НКО, которые вовлечены в перевод денежных средств, в первую очередь в пользу таких нелегальных игроков, как онлайн-казино, порносайты и так далее».

Формальных претензий к самой WebMoney Центробанк не предъявлял, и теперь сервис намерен «выяснить причину такой реакции регулятора». В компании добавили, что из 45 миллионов пользователей WebMoney жители России составляют 40%. Для них сервис планирует найти либо «платежное решение в рамках этой же правовой модели электронных денежных средств, либо на основе других решений в рамках законодательства».