Неплательщиков зарплат предложили лишать имущества
Генеральная прокуратура инициировала разработку законопроекта, который предполагает возможность изымать у предприятий имущество в счет выплаты долгов по зарплате. Об этом «Известиям» сообщили в самом ведомстве.
В настоящее время соответствующие поправки в закон «Об исполнительном производстве» разрабатывают в структурах Минтруда, указали в Генпрокуратуре. В ведомстве отметили, что за 2021 год Государственные инспекции труда (ГИТ) принудительно взыскали с работодателей 364,4 млн рублей в счет погашения долгов по зарплате, что почти в 11 раз больше, чем годом ранее. Там считают, что механизм внесудебного взыскания долгов по зарплате нуждается в совершенствовании.
Согласно действующему закону «Об исполнительном производстве», взыскать долг по зарплате можно только из денег с текущих счетов предприятия, если оно не признано банкротом. За счет имущества долги погашаются, если предприятие объявлено банкротом.
Росстат назвал среднюю зарплату россиян
Эксперт по рынку труда, директор Центра социального развития Института государственной службы и управления (ИГСУ) РАНХиГС Любовь Храпылина не поддерживает инициативу изымать у работодателя имущество ради выплаты заработных плат.
«Представьте себе: в силу каких-то обстоятельств предприятие не имеет средств на выплату зарплат. А речь не обязательно идет о недобросовестных работодателях, обстоятельства могут быть разные: поставщик подвел, партнер и так далее. И вот, если изымут какие-то нужные для производственной деятельности инструменты, оборудование, предприятие просто закроется, а люди лишатся рабочих мест», — пояснила она.
С ней согласен секретарь Федерации независимых профсоюзов России (ФНПР) Олег Соколов.
«Схема далеко не однозначная», – подчеркнул он.
Эксперт отметил, что в случае с производственным имуществом производство, которое и так находится в состоянии банкротства, перестанет работать.
«Есть другие варианты, которые можно было бы использовать. Первый — установить приоритет выплат зарплаты по сравнению с уплатой налогов», – указал Соколов.
Он также выступил за создание фондов, которые бы гасили долги по зарплате в случае банкротства предприятий. Эксперт подчеркнул, что механизмы формирования этих фондов могут быть разными – как страхового, так и не страхового характера — за счет штрафов, пени.
Член думского комитета по труду, социальной политике и делам ветеранов Светлана Бессараб считает предложенную меру своевременной. Она считает, что в случае возникновения просроченного долга предприятия перед сотрудниками целесообразно накладывать арест на имущество компании до выяснения обстоятельств.
Ранее Росстат сообщал, что просроченная задолженность по заработной плате в России на 1 января 2022 года достигла 785,8 млн рублей, что на 471,3 млн рублей или 37,5% меньше, чем по состоянию на 1 декабря прошлого года.