Войти в почту

ФАС проверит агрегаторов такси на участие в ценовом сговоре

Крупных агрегаторов такси на российском рынке заподозрили в ценовом сговоре. Федеральная антимонопольная служба (ФАС) изучит материалы расследования Евразийской экономической комиссии (ЕЭК), сообщили «Известия» со ссылкой на представителя ведомства. В списке возможных нарушителей — «Яндекс.Такси», китайский DiDi, Gett, «Ситимобил» и эстонский Bolt. В случае, если подозрения комиссии ЕЭК подтвердятся в России, компаниям может грозить штраф в размере до 15% выручки.

ФАС проверит агрегаторов такси на участие в ценовом сговоре
© Sostav.ru

По данным ЕЭК, в странах Евразийского экономического союза АЭС) работает более 700 компаний, предоставляющих услуги заказа такси. Среди них не только агрегаторы, но и традиционные диспетчерские службы. При этом большинство таксопарков получают заказы через крупные сервисы, работающие одновременно в России, Белоруссии, Армении, Киргизии и Казахстане.

У «Яндекса» в разных странах разные юрлица и формы организации: в Армении и Киргизии услуги такси оказывает Yandex.Taxi (зарегистрирована в Нидерландах), в Казахстане — товарищество с ограниченной ответственностью «Яндекс.Такси Корп», в России — ООО «Яндекс.Такси», в Белоруссии — UBER ML (принадлежит MLU — СП «Яндекса» и американского Uber, в котором российская компания владеет 71% акций). Координацию цен обнаружили со стороны «Яндекса» и Bolt на рынках этих стран ЕАЭС.

ЕЭК оценила состояние конкуренции рынка заказа такси с 2018 года по второй квартал 2021 года. Регулятор изучил договоры, публичные оферты, соглашения и ответы самих компаний на запросы комиссии.

Также ЕЭК опросила участников рынка (в опросе поучаствовали 318 компаний, из них 95 российских) — выяснилось, что 65,5% таксопарков и водителей отказались бы от услуг агрегаторов даже из-за 5-10%-го повышения комиссии. Более половины (54%) стали бы пользоваться диспетчерскими службами.

Кроме того, три источника телеканала среди российских агрегаторов сообщили, что не согласны с выводами ЕЭК. В DiDi отметили, что сервис работает в соответствии с законодательством и нормами регулирования рынка. В «Яндекс.Такси» отказались от комментариев, а в Bolt и Gett не ответили на запросы журналистов, сообщает СМИ.

В пресс-службе «Ситимобила» Sostav сообщили, что не ознакомлены с материалами расследования ЕЭК, поэтому не могут детально комментировать выводы, однако компания «не осуществляет действий, являющихся нарушением конкуренции на рынке РФ».

Если ФАС установит признаки нарушения на российском рынке, агрегаторы могут получить предупреждение и оборотные штрафы. Для крупных агрегаторов суммы таких штрафов могут составлять миллиарды рублей.

При этом партнер юридической фирмы Orchards Алексей Станкевич заявил, что выявленные нарушения нельзя приравнивать к ценовому сговору. Такое решение должна вынести ФАС — она, по словам Павла Иккерта, управляющего партнера юридической компании «Иккерт и партнеры», может не согласиться с выводами ЕЭК или не установить нарушений в России.

Российское законодательство разграничивает координацию экономической деятельности и ценовой сговор. Однако, исходя из общепринятой практики, установление максимальных или рекомендованных цен не является координацией экономической деятельности, поясняют «Известия».

Ранее в приложении «Яндекс Go» появился «индекс спроса», который показывает, что именно влияет на стоимость поездки в конкретный момент времени. Показатель поможет пользователям оценить ситуацию с ценой в том районе, откуда они собираются уехать. Компания сообщила о нововведении после письма от ФАС — ведомство обязало ряд сервисов по заказу такси объяснить повышение цен в новогодние праздники.