Сеть "Лента" покупает "Утконос"
"Синергия будет способствовать усилению позиций "Утконос.Онлайн" на рынке e-grocery (продажа товаров повседневного спроса онлайн. - "РГ") и дальнейшему развитию бизнеса компании", - говорится в заявлении. "Утконос" и "Лента" продолжат оказывать услуги под своими брендами, но объединятся в рамках одного онлайн-подразделения Lenta-U.
Это логичный шаг со стороны "Ленты" по усилению своих позиций в развитии онлайн-канала, поскольку "Утконос.Онлайн" - один из ключевых игроков e-commerce на рынке товаров повседневного потребления, с достаточным опытом, уникальными компетенциями и большой лояльной клиентской базой, считает президент Ассоциации компаний интернет-торговли Артем Соколов.
"Это ожидаемое объединение в рамках тренда на консолидацию рынка, который активно реализуется сейчас во всем мире. Объединение также соответствует долгосрочной цели "Ленты" занять 10% рынка e-grocery", - пояснил эксперт.
Приобретение "Утконоса" позволит "Ленте" упрочить свои позиции в привлекательном Московском регионе, отметил гендиректор информационного агентства "INFOLine-Аналитика" Иван Федяков. "Положительный эффект налицо. "Лента" воспользуется клиентской базой "Утконоса", а тот, в свою очередь, получит торговые марки и низкие цены "Ленты", что упрочит позиции онлайн-ретейлера в условиях жесткой конкуренции", - подчеркнул он.
Согласно рейтингу Infoline Russia Top Online Food Retail, "Утконос" лишился лидерства на рынке доставки продуктов в 2020 году. Оборот компании с НДС составил 16,4 млрд руб., тогда как у конкурентов - X5 Group и "Сбермаркет" - 21,9 и 20,7 млрд руб. соответственно.
По оценкам экспертов, причиной утраты "Утконосом" своих позиций стал активный рост других игроков, опирающихся на существующую инфраструктуру офлайн-торговли и новые типы помещений.
"Так как "Лента" и "Утконос" являются частью "Севергрупп", то объединение двух компаний должно давать нам больше, чем если бы мы действовали каждый по отдельности", - отметил Дэнни Перекальски, генеральный директор "Утконос.Онлайн", который займет должность генерального директора онлайн-подразделения Lenta-U.
В июле Федеральная антимонопольная служба одобрила сделку по покупке "Лентой" сети магазинов Billa за 215 млн евро. Компания получила контроль над 161 супермаркетом, которые перешли под бренд "Ленты".
Ранее на рынке продовольственного ретейла произошла рекордная для российского рынка сделка - компания "Магнит" приобрела сеть супермаркетов "Дикси" за 87,6 млрд рублей и получила контроль над 2477 магазинами. Изначально предполагалось, что "Магниту" перейдет 2612 супермаркетов "Дикси", однако антимонопольная служба выдвинула максимально строгие ограничения с целью не допустить монополизации рынка.
В результате слияние торговых сетей стало возможным только там, где доля "Магнита" не превышала 25%. "Магнит" также обязался установить нулевую наценку на отдельные виды социально значимых товаров: хлеб, молоко и куриное мясо. Кроме того, программу лояльности компании для пенсионеров распространили на магазины "Дикси" и "Мегамарт".