Войти в почту

Как бороться с телефонными мошенниками? Банки готовят свои предложения

ЦБ предложил ввести обязательную сумму возврата денег жертвам мошенников. Банки в свою очередь готовят свои предложения по борьбе с этим злом, которое банкиры называют главной угрозой в современном цифровом мире.

Как бороться с телефонными мошенниками? Банки готовят свои предложения
© BFM.RU

Российский финтех — один из лидеров в мире по части цифровизации. У нас почти все можно онлайн: от открытия счета до оформления ипотеки. Но на фоне довольно низкой финансовой грамотности граждан это выливается в то, что россияне оказываются очень уязвимыми перед киберпреступниками. По данным ЦБ, только за второй квартал этого года мошенники украли у клиентов российских банков больше 3 млрд рублей. И пугает даже не сумма, а динамика. По сравнению с первым кварталом 2021-го число операций без согласия клиента увеличилось на 23%, и мошенники похитили у россиян на 38% больше средств, чем в первом квартале.

В основном людей по-прежнему обманывают по телефону, и банкиров удивляет спокойствие коллег из телеком-отрасли. 1 декабря операторы должны были отключить все деанонимизированные сим-карты, но этого так и не произошло. Бизнес не успел подготовиться и перевести все корпоративные симки на физлиц. По данным источников СМИ, дедлайн передвинули на февраль. По словам экспертов, когда с «серыми» симками будет покончено, это сильно осложнит жизнь мошенникам.

Ранее Business FM задавался вопросом, как деанонимизация владельцев российских сим-карт поможет в борьбе с кол-центрами мошенников, расположенными за пределами нашей страны (а большинство таких центров находятся именно за рубежом). Вот как руководитель направления по противодействию онлайн-мошенничеству Group-IB Павел Крылов ответил на этот вопрос:

Павел Крылов руководитель направления по противодействию онлайн-мошенничеству Group-IB «Идет звонок от оператора, который находится не в России. Оператор в России знает, что этот звонок пришел физически от оператора за границей. И если в телефоне звонящего при этом стоит российский номер, то такой звонок должны будут остановить операторы. Там должен идти не на уровне номера телефона анализ, а именно откуда, от какого оператора этот звонок исходит. То есть это на операторском уровне как раз можно разграничить. И таким образом внешние кол-центры из-за рубежа будут отрезаны».

Но даже если со звонками из «службы безопасности банка» или из «ГСУ» будет покончено, это не решит проблему до конца. Все большие обороты набирает фишинг. Когда, например, власти объявляют о том, что выдадут семьям с детьми по 10 тысяч рублей или когда банки объявляют о каких-то акциях, в Сети тут же появляются сайты-подделки, попадая на которые граждане лишаются своих денег. И это тоже огромная проблема, заявил в интервью Business FM зампредправления банка ВТБ Анатолий Печатников:

Анатолий Печатников зампредправления банка ВТБ «Это появление в интернете ложных рекламных объявлений, которые заманивают доверчивых граждан. И граждане, переходя на эти ресурсы, оставляют реквизиты своих платежных карт, рассчитывая получить какой-то бонус, какое-то вознаграждение. Все компрометируют свои данные, вводят еще СМС-коды, которые им приходят на их сотовые телефоны, и раскрывают мошенникам доступ к своим личным кабинетам в банках. Мы же мониторим все интернет-пространство, у нас круглосуточно работает служба, которая выявляет подобного рода очаги компрометации. Но блокировка осуществляется неделями, а то и месяцами».

ЦБ предложил обязать банки возвращать гражданам, пострадавшим от действий мошенников, какую-то часть украденных средств. Деталей пока нет, но банкам идея уже не очень нравится.

Есть риск, что граждане начнут мошенникам помогать, говорит первый заместитель председателя совета директоров Альфа-банка Олег Сысуев:

Олег Сысуев первый заместитель председателя совета директоров Альфа-банка «У меня представление такое, что даже если клиент сам виноват и он сам поддался уговорам мошенников, то есть проявил невнимательность, может быть, даже халатность, мы поощряем это. Это требует дальнейшего обсуждения, чтобы не плодить людей, которые готовы быть неумными в общении. В этом смысле возврат значительной части денег безоснователен. Очень легко те же мошенники могут воспользоваться этой нормой и договариваться о том, что они будут [красть] деньги, а потом те, у кого [их украли], эти деньги будут восстанавливать [и делить между собой])».

Впрочем, по мнению участников рынка, в предложенных ЦБ поправках есть и «конструктивные» пункты. Например, заморозка операций и списание денег только через пару дней. Однако в таком случае могут подвиснуть и обычные переводы, и транзакции, что тоже не всем понравится. Среди идей также — обязать проверять на признаки мошенничества и банк, в котором обслуживается получатель перевода. Параллельно банки начинают предлагать своим клиентам частично уходить обратно из цифрового мира в мир отделений и бумажных договоров или вводят дополнительные меры защиты, такие как, например, требование приложить свою карту к своему же телефону как к POS-терминалу, чтобы подтвердить транзакцию.

Но пока банки, операторы и регуляторы ищут выход, граждане тоже должны проявлять бдительность. Следует запомнить: банки не звонят своим клиентам, а если вам предлагается перейти по ссылке, то лучше этого не делать и поискать заинтересовавшую вас акцию на сайте банка, зайдя туда самостоятельно. А лучше всего завести одну карту для платежей в интернете и держать на ней столько денег, сколько в случае чего будет не очень больно потерять.