Евросоюз представил программу инвестиций на €300 млрд, чтобы конкурировать с Китаем
<p> Как заявила глава Еврокомиссии Урсула фон дер Ляйен, Global Gateway предполагает инвестиции в разные отрасли, в том числе цифровые технологии, климат и энергетику, транспорт, здравоохранение, образование и научные исследования. С помощью этих вложений ЕС рассчитывает повысить устойчивость цепочек поставок, отметил вице-президент Еврокомиссии Джозеп Боррель.</p> Согласно пресс-релизу, Европейский фонд устойчивого развития+ (EFSD+) и финансовое подразделение NDICI-Global Europe предоставят для проекта до €135 млрд. Еще до €18 млрд будет выделено в виде грантов из бюджета ЕС. До €145 млрд привлекут от европейских финансовых учреждений и банков.<p> Кроме того, ЕС изучает возможность создания Европейского механизма экспортного кредитования (в дополнение к существующим механизмам на уровне государств-членов). «Этот механизм поможет обеспечить более равные условия для бизнеса ЕС на рынках третьих стран, где ему всё чаще приходится конкурировать с иностранными компаниями, которые получают значительную поддержку от своих правительств», – отмечено в сообщении пресс-центра.</p><h2>Конкуренция с Китаем </h2><p> Как <a target="_blank" href="https://www.bbc.com/news/world-europe-59473071">отметил</a> в беседе с корреспондентом BBC старший научный сотрудник Немецкого фонда Маршалла Эндрю Смолл, Global Gateway стал «первой серьезной попыткой европейской стороны объединить финансовые пакеты и определить механизмы финансирования, чтобы страны, рассматривающие возможность получения кредитов от Китая, имели альтернативный вариант».</p><p> КНР активно инвестирует в строительство инфраструктуры по всему миру. За время действия международного проекта «Один пояс и один путь» Китай <a target="_blank" href="https://www.forbes.ru/biznes/441767-385-mlrd-skrytyh-dolgov-kak-kitaj-zagnal-bednye-strany-v-dolgovuu-lovusku">вложил</a> более $843 млрд в строительство дорог, мостов, портов и больниц в 163 странах Африки и Центральной Азии.</p><p> В то же время инвестиции от КНР неоднократно подвергались критике, как часть «дипломатии долговой ловушки», поскольку почти 70% от этой суммы было выдано госбанкам и совместным предприятиям стран в виде кредитов. По <a target="_blank" href="https://www.aiddata.org/blog/aiddatas-new-dataset-of-13-427-chinese-development-projects-worth-843-billion-reveals-major-increase-in-hidden-debt-and-belt-and-road-initiative-implementation-problems?fbclid=IwAR1cdoNWVfwUrZYgyFC8h5xc-5uRgZT9LqAYs9SXWSVnxdOV0t2q6a6mKCk">оценкам</a> американской исследовательской лаборатории AidData, сумма «скрытых» долгов развивающихся государств по проекту «Один пояс и один путь» к октябрю 2021 года составила $385 млрд.</p><p> Стратегия Китая также распространилась на Африку, Азию, Тихоокеанский регион, Россию и Евросоюз. Так, китайская нефтяная компания CNPC <a href="https://www.wilsoncenter.org/article/china-the-new-near-arctic-state" target="_blank">приобрела</a> 20% акций российского завода «Ямал СПГ». Кроме того, компания Cosco владеет двумя третями греческого контейнерного порта в Пирее, а Китайская корпорация по строительству дорог и мостов выиграла тендер на строительство Пелешацкого моста в Хорватии.</p><p> «Когда дело доходит до выбора инвестиций, те немногие варианты, которые существуют, слишком часто сопровождаются большим количеством мелкого шрифта, что влечет за собой большие последствия, будь-то финансовые, политические, а также и социальные», – заявила Урсула фон дер Ляйен.</p><p> Как сообщил BBC один из чиновников Евросоюза, Африка будет в центре внимания схемы Global Gateway.</p><p> Ранее посол Китая в ЕС Чжан Мин заявил, что Пекин приветствует инвестиционную стратегию ЕС, если она будет открыта и сможет «помочь развивающимся странам». Вместе с тем он предупредил европейских коллег, что «любая попытка превратить инфраструктурные проекты в геополитический инструмент не оправдает ожиданий международного сообщества и нанесет ущерб их собственным интересам».</p>