МФО увеличивают расходы на рекламу и маркетинг в конкуренции за качественных клиентов
Микрофинансовые организации (МФО) резко увеличили рекламные и маркетинговые затраты в конкурентной борьбе за качественного клиента, в том числе банковского, пишет «Коммерсант». По мнению участников рынка, рост затрат также связан с развитием новых каналов и сервисов продвижения. Они делают стоимость привлечения аудитории слишком высокой, вызывая у экспертов опасения за экономику МФО.
По оценке «Коммерсанта», за три квартала 2021 года пять крупнейших компаний сегмента потратили на рекламу и маркетинг более 4 млрд руб. В 2020 году — менее 1,5 млрд руб. При том, что портфель займов не увеличивается сопоставимо. К середине 2021 он достиг 287 млрд руб., что всего в 1,4 раза выше, чем в 2020 году, говорится в отчете Банка России за второй квартал 2021 года.
Микрофинансисты подтверждают тренд, но не связывают увеличение рекламных затрат с привлечением большого числа новых клиентов и ослаблением кредитного скоринга. По их мнению, рост расходов связан с работой с лидогенераторами.
Председатель совета СРО «МиР» Эльман Мехтиев считает, что сейчас на рынке возникла борьба за «самых качественных клиентов», поскольку «за год [c начала пандемии] ценовая политика стабилизировалась и стала привычной, МФО научились работать с высокими расходами на лиды и вернули закупки к докризисным уровням».
Генеральный директор финансового маркетплейса «Юником24» Дмитрий Африканов отметил рост цены привлечения одного клиента, в среднем она составляет две–пять тыс. руб. На увеличение конкуренции среди лидеров сегмента МФО с середины 2020 года и роста стоимости привлечения на 30–50% во второй половине 2020 года указал и генеральный директор компании «МигКредит» Олег Гришин. В 2021 году борьба крупных агрегаторов («Банки.ру», «Сравни.ру») продолжилась, особенно в части рекламы, что повлияло на увеличение стоимости привлечения нового клиента, поясняет Гришин.
По данным исследвания QIWI, в марте-июне 2020 года 29% россиян впервые взяли займы в МФО, а 20% стали пользоваться их услугами чаще, чем ранее. Несмотря на ужесточение требований к заёмщикам, доля новых клиентов МФО в период коронакризиса превысила 50%.