Воры и негодяи всюду: "Труба" испортила жизнь элите
Украина могла бы не покупать, а экспортировать газ, если бы не «воры и негодяи» из «Нафтогаза». Эту «страшную тайну» раскрыл публично депутат Верховной Рады из фракции «слуг народа» Артем Димитрук.
Выступая недавно в эфире одного из местных телеканалов, он заявил, что в стране, оказывается, нелегально добываются миллиарды кубометров голубого топлива, которое так дорого ценится сегодня во всем мире. По подсчетам парламентария – это 34 млрд. кубов.
Таких объемов, по словам Димитрука, хватило бы для обеспечения населения и промышленности Украины. И еще как минимум 4 млрд. кубометров можно было бы отправлять на экспорт.
Проблема в том, что «отрасль добычи - одна из самых коррумпированных, где можно больше всего украсть». Что, как он уверен, поощряется компанией «Нафтогаз», а также ее председателем правления Юрием Витренко, пребывание которого в этой должности обеспечивается только благодаря «классным схемам и откатам» в офис президента Украины.
Откровения «слуги» Димитрука, а фактически бунт против «своих», в пропрезидентской партии незамеченными не остались. И «отщепенцу» уже пригрозили исключением из ее рядов - вопрос этот глава фракции «Слуга народа» Давид Арахамия намерен поднять на предстоящей неделе.
При этом никто, судя по всему, не собирается выяснять, соответствуют ли слова Димитрука реальному положению вещей в газовом хозяйстве «незалежной».
Между тем, по данным компании «Оператор ГТС Украины», в 2020 году в стране было добыто 20 млрд. кубометров газа. И куда «утекли» еще четырнадцать, это - большой вопрос - конечно, если они, действительно, были добыты, а не являются плодом воображения украинского парламентария.
А, судя по недавнему заявлению секретаря СНБО Данилова, который обещал спасти Европу от холода дополнительными поставками 55 млрд. кубов газа, воображение у местных чиновников и политиков весьма богатое. Ведь кроме как в России, взять им этот газ негде.
Из 88 энергоблоков украинских ТЭС сейчас работают только 37. И в ряде областей из-за отсутствия топлива уже вводят режим ЧС.
Между тем, разговоры о превращении «незалежной» в «газовый гигант Европы» ведутся не впервые. Три года назад Украинский институт будущего даже произвел расчеты, исходя из которых, в 2021 году страна должна была полностью отказаться от импорта газа и покрывать потребности в нем за счет наращивания собственной добычи. А к 2030 домашние эксперты «незалежной» прочили ей долю в 15% на европейском рынке, с экспортными объемами более 60 млрд. кубов.
Только вот что-то не срослось. И желания опять не совпали с возможностями…
Подобного рода «небылицами» доцент Финансового университета при правительстве РФ Денис Денисов назвал и заявление о миллиардах «тайных» кубометров газа:
- Украина в настоящий момент добывает порядка 18 млрд. кубометров газа в год. Откуда взялась цифра в 34 млрд. кубометров – большая загадка.
Если бы так было, то Украина давно самостоятельно стала бы экспортером газа, зарабатывала на этом, и у нее не было бы таких проблем во взаимоотношениях с Газпромом и РФ.
Но нарастить добычу, по утверждению специалистов, она может максимум до 23 млрд. кубов, и то, если будет проведена модернизация и вложены достаточно большие финансовые ресурсы в добывающую отрасль.
Так что здесь ситуация для Украины достаточно сложная. Хотя, в принципе, собственной добычи ей бы хватило на обеспечение газом населения и нормального функционирования ЖКХ.
Но здесь как раз включаются традиционные украинские механизмы, связанные с тем, что львиную долю этого газа, который, естественно, гораздо дешевле, чем газ извне, покупают промышленные компании. И, понятно, что без коррупционной составляющей тут не обходится. Потому что крупные финансово-промышленные группы через своих ставленников, через различные схемы забирают основные объемы дешевого газа для того, чтобы потом иметь возможность получать для себя сверхприбыль от той продукции, которую они производят.
Это все совершенно очевидно. И, конечно, этим должна заниматься украинская власть, чтобы пресекать подобные вещи. Но она не заинтересована, поскольку есть, как мы видим, определенный консенсус между властью и представителями крупного бизнеса.
С учетом спотовых цен и снижения объемов транзита через территорию Украина можно предположить, что проблема с газом, будет, наверное, одной из главных проблем страны в предстоящий зимний период. Впрочем, у украинской власти всегда есть возможность попытаться урегулировать ее, если Киев будет решать эти вопросы в более-менее конструктивном ключе с российской стороной.
Крымский политолог Владимир Джаралла, в свою очередь, считает, что подтекст высказывания украинского депутата свидетельствует, прежде всего, о серьезных внутриукраинских разборках вокруг компании «Нафтогаз»:
- Да, на Украине есть небольшие запасы природного газа, который даже пытаются добывать и экспортировать. Но эти запасы не являются коммерчески выгодными.
Собственно, в каждой стране при желании можно обнаружить запасы нефти, газа или других каких-то ценных ископаемых. Но правда состоит в том, что количество украинского газа настолько минимально, что добыча его становится просто нерентабельной. То есть, она ведется, но коммерческого значения имеет немного.
Однако есть один момент, который следует учитывать.
Дело в том, что, как и любая другая нефтегазовая компания, «Нафтогаз» часть имеющегося у него сырья реализует на зарубежных рынках. Год от года эти объемы варьируются. И здесь как раз начинается самое интересное…
«СП»: - Поясните.
- Дело в том, что во главе этих процессов стоят люди, а любой украинский чиновник и управленец никогда не будет заниматься тем, что не принесет ему личную выгоду. Более того, иногда речь идет о поразительных с точки зрения здравого смысла вещах.
К примеру, зимой 2006-2007 года между Россией и Украиной началась так называемая «первая газовая война». После «оранжевого» госпереворота ставленник Запада президент Виктор Ющенко оказался весьма слабым управленцем, зато ярым русофобом. Он, в частности, распорядился пересмотреть все прежние, как они говорили, «невыгодные», соглашения с Россией. В результате своими руками разрушили очень выгодное для Украины соглашение по газу.
Разразившийся кризис ударил по Европе, вызвав там настоящую панику. И был первым «звоночком» того, насколько далеко зашли кризисные явления в российско-украинских отношениях.
Так вот, даже в тот момент, когда холодной зимой города Украины сидели без газа, а люди в буквальном смысле замерзали, Украина поставляла газ за рубеж на экспорт. Причина чрезвычайно циничная – цена на мировых рынках резко выросла, и в Киеве захотели получить дополнительный доход.
«СП»: - Так они продавали свой газ или российский газ из хранилищ?
- Продавали все – и тот, который добывался на территории самой Украины, и тот, который был закачен в хранилища.
Сейчас, нетрудно догадаться, ничего особо не изменилось.
Над компанией «Нафтогаз» установлен жесткий контроль со стороны офиса президента Украины – это ясно. Компанию рассматривают как один из важнейших источников доходов для властной верхушки. Кроме того, как ресурс, который можно использовать в период готовящейся новой президентской кампании.
В результате в последнее время мы становимся свидетелями различных скандалов вокруг «Нафтогаза».
Что касается незаконных схем по добыче и продаже газа, то они, вне всякого сомнения, существуют. Если, скажем, разбираться в имеющихся данных, то можно с удивлением обнаружить, что на Украине существует в любое время некое количество экспортных объемов газа. Откуда он берется и каким образом экспортируется, легко догадаться - речь идет просто о манипуляциях цифрами и понятиями.
Но вся эта схема в настоящий момент находится в кризисном состоянии, поскольку Россия уходит от трубопроводного шантажа Украины: мол, «никуда вы не денетесь, мы все равно будем этот газ получать, он будет идти через нас, и часть его мы можем оставлять себе». Проще говоря, воровать.
Сейчас ситуация кардинально поменялась, но руководство Украины никаких выводов не делает. А вместо того, чтобы налаживать отношения, или хотя бы навести порядок у себя в хозяйстве, они придерживаются по-прежнему исключительно враждебной линии по отношению к России и строят какие-то фантастические планы.