Войти в почту

«Газпром» лопается от денег, а нам-то что?

Доходы «Газпрома» от экспорта трубопроводного газа в январе-августе выросли вдвое в годовом выражении — до 28,4 миллиарда долларов, следует из данных Федеральной таможенной службы (ФТС). При этом экспортная цена газа в августе увеличилась на 15,2% к июлю — до 282,4 доллара за тысячу кубометров, а физический объем экспорта газа в январе-августе вырос на 11,7% по сравнению с аналогичным периодом 2020 года — до 140,6 миллиарда кубометров.

«Газпром» лопается от денег, а нам-то что?
© Свободная пресса

Согласно данным ФТС, в августе доходы газового монополиста от экспорта выросли на 36,3% по сравнению с июлем, до 4,74 миллиарда долларов. При этом только в августе объем экспорта увеличился на 18% в месячном выражении, до 16,8 миллиарда кубометров. По сравнению с августом 2020 года доходы «Газпрома» увеличились почти втрое, а объем экспорта снизился на 2,3%. Год назад тысяча кубометров газа стоила 92,65 доллара.

Отмечается также, что цена экспортного трубопроводного газа в августе этого года была значительно выше уровня рентабельности экспорта газа компании, который эксперты оценивают в 90-100 долларов за тысячу кубометров. Если в мае цена составляла 199,7 доллара за тысячу кубометров, то в июне — 226,5 доллара, а в августе — 245,1 доллара.

При учете средних отчетных цен «Газпрома» полная стоимость транспортировки газа с Ямала до Грайфсвальда на входе в ГТС Германии может составлять порядка 90 долларов за 1 тысячу кубометров. В эту сумму входит себестоимость добычи, НДПИ, транспортировка по территории России и затем по магистрали «Северного потока». Кроме того, к этому значению также необходимо прибавлять 30-процентную экспортную пошлину от цены реализации компании в Европе.

Однако тут необходимо учесть, что за транспортировку по России «Газпром» платит полностью своим «дочкам», а за транспортировку по «Северному потоку» — наполовину себе. Кроме того, стоимость транспортировки в рамках РФ разнится для разных газопроводных систем в зависимости от давности ввода в эксплуатацию, а себестоимость добычи отличается для разных месторождений. Другие экспортные маршруты, как, например, транспортировка через Словакию и Чехию до Германии, будут гораздо дороже за счет необходимости платить странам-транзитерам.

Так или иначе, никто и не сомневается, что по итогам нынешнего энергетического кризиса в Европе «Газпром» в любом случае окажется в выигрыше. Но серьезный ли этот выигрыш? И закономерен ли он? Ведь все логично: выросли продажи, выросли доходы…

— Все логично, только нужно учитывать еще один важный факт: прошлый год для «Газпрома» был архисложным, — отмечает эксперт аналитического портала Rubaltic.ru Алексей Ильяшевич.

— Тогда цены на газ в Европе пробили дно, объемы поставок снизились (даже по украинскому маршруту Россия не прокачивала столько, сколько должна, а деньги за транзит все равно платила). Так что это забег, как говорится, с низкого старта. «Газпром» уверенно отбивает убытки, которые понес в прошлом году.

«СП»: — Если учитывать, что за транспортировку по России «Газпром» платит полностью своим «дочкам», а за транспортировку по «Северному потоку» — наполовину себе, к тому же, стоимость транспортировки в рамках РФ разнится для разных газопроводных систем в зависимости от давности ввода в эксплуатацию, а себестоимость добычи отличается для разных месторождений, то много ли «Газпром» экономит? А другие маршруты сильно дороже?

— Сложно сказать, поскольку «Газпром» неохотно разглашает подобную информацию. Из-за этого появляется почва для спекуляций. Например, глава компании «Оператор ГТС Украины» (ОГТСУ) Сергей Макогон утверждает, что транзит российского газа через Украину для Венгрии – это самый выгодный вариант. Но откуда он знает, на каких условиях венгры подписали контракт с «Газпромом»? Он этот контракт в глаза не видел.

В любом случае, отсутствие страны-транзитера — это большой плюс. Не только экономический, но и политический (переговоры по транзиту с той же Украиной всегда были источником головной боли для руководства РФ). Кроме того, «Северные потоки» ориентированы на другую ресурсную базу. Не на Надым-Пур-Тазовский регион, откуда газ идет на экспорт через Украину, а на Ямал. Это новые, более привлекательные месторождения. Процитирую генерального директора «Газпром экспорта» Андрея Конопляника: «Перемещаясь с Надым-Пур-Таза в северном направлении на Ямал с нашей ресурсной базой, мы укорачиваем экспортные магистрали на Европу почти на 2 000 километров».

«СП»: — Как долго «Газпрому» придётся платить Украине за транзит?

— Придется платить до 2024 года. А там посмотрим. Россия играет в долгую, перед ней стоит стратегическая задача: оставить Украине минимально возможные объемы транзита (10-15 миллиардов кубометров). Но если спрос на газ будет расти, а цены останутся высокими, то почему бы не использовать дополнительно и этот маршрут? Пускай Европа наращивает объемы импорта продукции «Газпрома» - тогда проблема решится сама собой.

«СП»: — Как еще могут вырасти доходы в связи с ситуацией с ценами на рынках Европы? Появятся ли и новые долгосрочные контракты?

— Вполне возможно. После венгров заключить договор с «Газпромом» могут, например, словаки. Для этого есть предпосылки. Но я боюсь, что Европа не внемлет призыву Путина вернуться к практике долгосрочных контрактов, которая убережет от новых потрясений и поставщиков, и потребителей. Скорее будут новые попытки обрести «энергетическую независимость» от России, новый шквал инвестиций в альтернативные источники и т. д. В долгосрочной перспективе этот кризис вряд ли пойдет на пользу «Газпрому».

«СП»: — Долго ли будет продолжаться этот рост доходов? А что потом, когда кризис в Европе пройдет? Доходы понизился?

— Понятно, что цены будут высокими, как минимум, до весны. То есть еще полгода «Газпром» точно будет пользоваться благоприятной ценовой конъюнктурой. Что дальше? Никто не знает. Как показывает практика, ситуация может очень резко поменяться. Европейцы в прошлом году думали, что сверхнизкие цены на газ — это долгосрочный тренд, и они заставили «Газпром» привязать свои долгосрочные контракты к спотовому рынку. Кто бы мог подумать, что в 2021 году все перевернется с ног на голову? А именно это и произошло. Все факторы сегодня играют в пользу поставщиков газа. Точно так же, как годом ранее по всем статьям выигрывали потребители.

«СП»: — Как этот рост доходов отразится на экономике России и благосостоянии простых россиян, не работающих в энергетике?

— В выигрыше точно останутся акционеры, которых «Газпром» может щедро одарить дивидендами. А куда пойдут остальные деньги — я, честно говоря, понятия не имею.

— Доходы «Газпрома» от продажи газа в Европу в последний месяц выросли, но выросли и расходы, — уверен директор Института ЕАЭС Владимир Лепехин.

— Причем, рост доходов временный, спровоцированный непредсказуемостью судьбы «СП-2» на стадии запуска, а рост расходов имеет долгосрочную тенденцию… К сожалению, доходы «Газпрома» считают не только российские газовики и налоговики, но и европейские чиновники, а они не дадут получить сверхприбыль на поставках газа в Европу. Сегодня цель этих чиновников — заставить руководство России оформить «СП-2» как коллективную собственность поставщиков и потребителей, и боюсь, что чиновники ЕС такую формулу «Газпрому» в конечном счете навяжут, уж поскольку последний находится в страшной зависимости как от государств-потребителей российского газа, так и от собственной ориентации на сырьевую экономику.

«СП»: — Долго ли будет продолжаться рост цен на газ?

— Резкий рост стоимости газа в странах ЕС — ситуационный. Он спровоцирован проблемами во взаимоотношениях «Газпрома» с транзитом через Украину, обострением отношений России и Турции (а, следовательно, отрицательными ожиданиями по «Турецкому потоку»), непредсказуемостью, повторю, перспектив «СП-2» после парламентских выборов в ФРГ и уходом Меркель, а также наступлением зимнего периода. Но стоило Путину проявить готовность пропускать газ через Украину в прежних объемах, как цена на газ обвалилась в полтора раза… Словом, радость «Газпрома» преждевременна: в ЕС его все равно раскрутят на «поделиться» прибылью со странами Евросоюза. Кроме того, не нужно забывать, что МВФ, Всемирный банк и другие западные структуры наставляют российскую «пятую колонну» вкладывать деньги в «зеленую энергетику» — просто для того, чтобы Россия вложила безумные деньги в это явно неперспективное для РФ направление.

Ввод в строй «СП-2» повлияет на рост доходов Газпрома незначительно. Просто потому, что увеличение прокачки газа в Европу через «СП-2» будет сопровождаться либо уменьшением его прокачки через Украину, либо ростом тарифов на эту прокачку, а главное — часть прибыли «Газпрома» неизбежно будет отжата в пользу европейских «партнеров».

«СП»: — На что пойдут эти деньги? Как этот рост доходов отразится на экономике России?

— Прибыль от продажи газа, независимо от ее величины, как всегда пойдет первоначально на закупку валюты, а затем частично останется в офшорах, частично пойдет на закупку импортной продукции, частично пойдет на премии топ-менеджерам «Газпрома». Федеральный бюджет от роста доходов «Газпрома» не получит почти ничего.

«СП»: — А что касается благосостояния простых россиян, не работающих в энергетике? Есть нам всем дело до этого роста?

— Рядовые граждане России тем более ничего не получат от роста доходов «Газпрома». Напротив, в 2022 году большинство граждан ждет еще большее разорение. Во-первых, на 25 % предполагается повысить плату за капремонт жилья, пенсии не будут индексированы, планируется также рост тарифов на услуги в сфере ЖКХ, продолжится рост цен на основные товары, уже выросла банковская процентная ставка по ипотеке. Россиян обяжут продолжать платить за вакцинацию и тесты на ковид, вырастут масштабы штрафов и санкций по отношению к малому бизнесу и ИП, и т.п. В целом в будущем году ожидается падение уровня жизни большинства граждан не менее чем на 10 %.

В случае же, если в этот период будет наблюдаться совокупный рост доходов Газпрома, от этого разбогатеет только тот 1 % российских граждан, которые увеличили свои личные кошельки только в 2021 году в совокупности примерно на 60 млрд. долларов. Так уж устроена сегодня российская экономика, в которой сверхбогатые обязаны богатеть, а бедные становиться нищими.