Войти в почту

Падение акций, пострадавшие рекламодатели и утечка данных: что известно о глобальном сбое Facebook

В понедельник вечером пользователи по всему миру начали жаловаться на неполадки в работе Facebook и принадлежащие ему сервисы WhatsApp и Instagram. Это привело к тому, что акции Facebook на бирже Nasdaq начали проседать в цене, а состояние основателя компании Марка Цукерберга сократилось почти на $6 млрд.

Падение акций, пострадавшие рекламодатели и утечка данных: что известно о глобальном сбое Facebook
© Sostav.ru

Во время сбоя в работе Instagram, Facebook и WhatsApp было зарегистрировано более 10,6 млн жалоб, свидетельствует портал Downdetector. Основные из них связаны с работой сайтов и приложений этих площадок, а также с соединением с серверами. Больше всего поступило из США — более 1,7 млн, далее Германия (1,3 млн), Нидерланды (915 тыс.), Великобритания (789 тыс.) и Италия (400 тыс.). Только спустя шесть часов сервисы стали открываться у некоторых пользователей.

В Facebook признали проблемы и принесли пользователям извинения за временные неудобства. Сам Марк Цукерберг также извинился за сбой, но при этом не уточнил, что стало причиной неполадок. «Прошу прощения за сегодняшний сбой в работе. Я знаю, насколько сильно вы полагаетесь на наши сервисы, чтобы оставаться на связи с дорогими вам людьми»,— написал он на своей странице.

Причины сбоя

Эксперты связывают возможные причины сбоя с внутренними проблемами Facebook. Так, журналистка The New York Times сообщила, что сотрудники Facebook не могут пройти в здание компании для того, чтобы оценить масштаб сбоя в работе соцсети, потому что у них перестали работать электронные пропуска. Сообщается также и о сбое в работе платформы Facebook Workplace, которую сотрудники компании используют для корпоративных коммуникаций.

Опрошенные «Коммерсантом» эксперты утверждают, что сбой произошел из-за изменения в конфигурации DNS служб (domain name system — система доменных имен, обеспечивает связь адреса сайта с его IP) сервисов. Возможно, компания пыталась выполнить какие-то технические обновления, но что-то пошло не так. Директор АНО «Цифровая культура» Иван Бегтин отмечает, что этот сбой в очередной раз доказал, что компаниям нельзя «класть все яйца в одну корзину»: «Хотя Facebook неоднократно подчеркивала самостоятельность подконтрольных ей компаний, с технической точки зрения мы сейчас видим обратное».

Последствия сбоя

На фоне инцидента котировки компании продолжают падать. Так, стоимость акций Facebook упала на 5,34% на бирже NASDAQ. Состояние основателя Facebook Марка Цукерберга снизилось на $5,9 млрд, следует из рейтинга Forbes Real-Time, обновляемого в реальном времени.

В числе пострадавших от инцидента также рекламодатели, которые рассчитывают на компенсацию ущерба со стороны американской компании. «Мы рассчитываем, что площадки урегулируют вопрос путем переговоров, компенсируют недополученные рекламные возможности и возместят убытки»,— рассказал исполнительный директор «Русбренда» (включает Procter & Gamble, Nestle, Unilever, Coca-Cola, PepsiCo и пр.) Алексей Поповичев. В то же время такие сбои оказывают существенное влияние на имидж рекламных площадок, добавляет он: «Пользователи испытывают неудобства, технические проблемы заставляют аудиторию нервничать».

Кроме того, в сети появилась и информация и об огромной утечке личных данных 1,5 млрд пользователей Facebook. По данным издания Privacy Affairs, они продаются на хакерском форуме. Если данная информация подтвердится, то это будет крупнейшая утечка данных пользователей за всю историю.

Сложности с доступом к Facebook вызвали неполадки и у других соцсетей и интернет-сервисов, среди которых Twitter, TikTok, Netflix, Zoom, Tinder, Google и Amazon Viber. В компаниях заявили, что это кратковременный эффект, который вызван огромным притоком пользователей после «падения» соцсетей и мессенджеров Facebook. В частности, Telegram сообщила в Twitter, что серверы испытывают небольшие трудности из-за притока новых пользователей после сбоя работы WhatsApp.

Пользователи из России также обратили внимание на неполадки в работе сразу нескольких крупнейших российских операторов, провайдеров и сервисов. Поступали жалобы на некорректную работу «Ростелекома», МГТС, «Дом.ru», «Мегафона», Yota, МТС, «Билайна» и Tele2, а также «ВКонтакте», Mail.ru. Однако компании опровергли проблемы. «Вымпелком» (бренд «Билайн»), в частности, предположил, что, «возможно, пользователи ошибочно думают, что лежит сеть, из-за недоступности сервисов Facebook».

В начале года крупные неполадки наблюдались в работе сервисов «Яндекса». На сбои жалуются пользователи из Москвы, Санкт-Петербурга и других городов России. У большинства пользователей, сообщивших о проблеме, не работал сайт «Яндекса» и почта.