Войти в почту

Европа назло России может отморозить себе уши

Цена фьючерсов на газ в Европе второй день подряд преодолевает отметку $1000 за 1 тыс. куб. м. Об этом свидетельствуют данные торгов на ICE Futures.

Европа назло России может отморозить себе уши
© Свободная пресса

Накануне в ходе торгов цена достигала $1040 за 1 тыс. куб. м, скорректировавшись к вечеру до $950. На утро 29 сентября стоимость ноябрьского фьючерса на хабе TTF в Нидерландах выросла уже до около $1045 за 1 тыс. куб. м.

В последние недели цены на газ в Европе резко выросли, и эта тенденция может сохраниться. Ситуация, по мнению аналитиков, будет зависеть от ряда факторов, в числе которых вероятность холодной зимы и недостаток газа на рынке.

Европейцы, в том числе Германия, пока не дали «добро» «Северному потоку-2», но сложившаяся ситуация явно вызывает беспокойство. По мнению аналитика ФГ «ФИНАМ» Сергея Кауфмана, вероятно, высокие цены на газ действительно оказывают некоторое давление на ведомства, занимающиеся сертификацией «Северного потока–2», что может ускорить процесс:

- При этом сам Газпром заявлял, что запуск «Северного потока–2» не повлияет на планы компании по объёму экспорта газа в Европу в 2021 году.

«СП»: - Как ситуация с газом может отразиться на действиях руководства Евросоюза, в частности в отношении антимонопольного законодательства, санкций, углеродного налога?

- Природный газ пока что не попал под действия ТУР, и если попадёт, то не раньше 2026 года, в связи с чем текущая ситуация вряд ли может на этом отразится. Исключение «СП-2» из газовой директивы – вопрос более сложный. С одной стороны, у Газпрома и так достаточно свободных мощностей для экспорта дополнительных объёмов газа в Европу. С другой, Газпром более охотно стал бы увеличивать поставки газа в Европу, если бы у него была возможность делать это через «СП-2», а не ГТС Украины. Если европейские чиновники считают также, то это могло бы помочь исключить «СП-2» из действия газовой директивы, но мы считаем такой сценарий маловероятным.

Однако текущая ситуация на газовом рынке может обернуться и негативом для Газпрома – ранее ряд депутатов Европарламента просил расследовать действия Газпрома и их потенциальную связь с газовым кризисом.

«СП»: - Венгрия показала Европе, что интересы собственных граждан стоят для нее на первом месте. Может это подтолкнуть другие страны Европы к заключению подобных долгосрочных контрактов с Газпромом вместо спотовых?

- Газпром, насколько мне известно, не раскрыл подробностей насчёт контракта, заключённого с Венгрией. Сейчас большинство новых контрактов заключаются с хотя бы частичной привязкой к ценам на газ (в основном не спотовым, а более дальним) – Газпром сообщал, что у него таких уже около 87%. При этом маловероятно, что европейские страны, ещё не имеющие договорённостей с Газпромом, решат заключить их из-за действий Венгрии. Многие европейские страны активно переходят на ВИЭ, и сложно сказать, сколько газа им будет нужно на горизонте 10-15 лет. Такие страны сохраняют гибкость в потреблении, что, конечно, является проигрышной стратегией в периоды дефицита, но необходимо на более длинном горизонте.

Независимый эксперт Николай Подлевских считает, что в отношении роста цен близок локальный предел:

- Но это только локально. Глобально, скорее всего, прошли только первый этап большого повышения, и оно связано не с какими-то внутриевропейскими интригами, а с монетарным безумием, которое охватило мир в последние пару лет.

«СП»: - К чему может привести такой рост цен на энергоносители?

- Неприятностей может быть довольно много. Если говорить о нынешней зиме, то будут какие-то ограничения, затягивание поясов у потребителей, более жесткие противостояния с Россией (санкционное давление и прочее), но все решаемо.

Следующие волны роста, к сожалению, будут уже не такие благостные. И сейчас будет тяжело, но в дальнейшем, думаю, будет хуже.

«СП»: - На рост цен повлиял ряд факторов, хотя и обвиняют нас. Может, сложившаяся ситуация подтолкнет Европу пересмотреть антимонопольное законодательство и прочее?

- Это действительно целый комплекс влияния, начиная и с сильного роста потребления в Юго-Восточной Азии, Латинской Америке, и то, что США в лице крупных представителей задумывается о возможном эмбарго на поставки СПГ, но главный фактор - взаимоотношения с Газпромом и желание/нежелание нормального запуска «Северного потока–2». Думаю, Газпром добьется своего: «Северный поток-2» будет сертифицирован и, скорее всего, уже в начале следующего года мы увидим полноценный поставки по этой транспортной системе.

Ведущий эксперт Фонда национальной энергетической безопасности, преподаватель Финансового университета при правительстве РФ Игорь Юшков обращает внимание, что, хотя цены и поднимаются, но рекорды идут не на рынке физической отгрузки газа, а на фьючерсах на газ:

- Это биржевой инструмент. Стоимость фьючерсов влияет на стоимость конечных отгрузок физического рынка газа, но их стоит различать. Тем не менее цены на газ даже на физическом рынке в Европе очень высокие и понижение стоимости ожидать пока не приходится. Весь отопительный сезон европейцы явно будут жить с высокими ценами и на газ, и на уголь, потому что они пытаются заместить дорогой газ, поэтому включили угольную генерацию. В результате уголь становится востребованным и также растет в цене.

Весь отопительный сезон энергия будет дорогой, даже если цены опустятся в район 600 долларов – это все равно очень дорого, потому что предыдущий сезон цены были в районе 300-400 долларов за тысячу кубов.

Сейчас на рынок давит еще и фактор небольших запасов в хранилищах газа. Это значит, что европейцы не замерзнут, но ежесуточно весь сезон должны будут больше покупать газа, чем при нормальных запасах в ПХГ.

«СП»: - Что может повлиять на цены, прежде всего на их снижение?

- В определенной степени цены на газ может снизить запуск «Северного протока-2», потому что это будет, во-первых, психологическая реакция рынка. Думаю, на бирже долларов на 200 в моменте может упасть стоимость фьючерса. Все ждут запуска «СП-2», это очень важный фактор. Даже после недавней фейковой новости о том, что газ по нему пошел, цена на газ упала на 100 долларов. Когда же он физически пойдет, то стоит ожидать падение цены.

Если же будут новости, что задерживается сертификация или удается вставлять палки в колеса сертификации, то цены скакнут еще больше. Психологический эффект «Северный поток–2» оказывает даже больший, чем баланс спроса и предложения.

По «СП-2» Газпром сможет пускать дополнительные объемы, если будут запросы. Сейчас качать допобъемы через Украину не очень выгодно, так как включается повышенный коэффициент на транзит газа. То есть дополнительно заработанные деньги приходится отдавать транзитеру. Плюс к тому, если большие объемы качать через Украину, то будут сбиваться цены на газ в Европе. Зачем с коммерческой точки зрения это делать Газпрому?

Когда газ будет качаться через «СП-2», то там короче маршрут, а кроме того, практически до границы Германии газопровод принадлежит Газпрому, то есть платить он будет сам себе, свои дочерним компаниям и никаких повышающих коэффициентов там естественно нет. Для Газпрома выгоднее качать через «СП – 2».

Снизить цену может частичный возврат на европейский рынок российского СПГ во второй половине отопительного сезона. Сейчас с Ямала СПГ уходит в Азию, но по мере похолодания в Арктике проход по восточной части Северного морского пути будет все дольше, льды будут мешать проходу газовозов и в какой-то момент станет проще доставить газ в Европу, поэтому дополнительный СПГ может прийти именно с российского проекта и качнуть цены на газ вниз.

«СП»: - Каковы могут быть последствия роста цен?

- Рост цен приводит к сокращению потребления газа. И в Европе, и в Азии пытаются перейти на альтернативные источники энергии, замещая газ в основном углем, из-за чего он в Европе очень сильно подорожал. В Европе растут цены на квоты на выбросы парниковых газов. Но когда дорогая энергия, сокращается промышленное производство, в частности, по всему миру останавливаются заводы по производству азотных удобрений.

Сверхвысокие цены даже нам невыгодны, потому что убивают потребление.

«СП»: - В связи с ростом цен ЕС может пересмотреть «зеленую политику», углеродный налог и т.п.?

- Не думаю, что возможен глобальный пересмотр «зеленой» и вообще энергетической политики ЕС. Как не абсурдно, наоборот, после окончания отопительного сезона мы увидим заявления, что проблемы связаны с тем, что мало ВИЭ, надо еще больше. По этой логике мы уже видели, как предыдущей зимой замерзал Техас, и американцы пришли к выводу, что ВИЭ мало. То же самое, видимо, будет в Европе.

Антимонопольное законодательство тоже менять не собираются. То есть этот кризис в Европе будут воспринимать как исключительное временное явление, а не регулярное и не результат их энергетической политики. Вряд ли они сделают нужные выводы и вряд ли это подтолкнет их к тому, чтобы разрешить Газпрому одному загружать «Северный поток – 2» на полную мощность. Европа и Германия в этой ситуации еще и в заложниках у США. Шансов у Газпрома в ближайшее время получить возможность полной загрузки газопровода довольно мало.