Возможные санкции против российского госдолга. Почему рынок их пока не заметил?
Палата представителей США хочет запретить американским гражданам сделки с российским суверенным госдолгом на вторичном рынке. Однако такая инициатива потребует одобрения Сената. Насколько болезненным это может стать для России?
Для начала стоит вспомнить бурную весну 2018 года, когда США ввели санкции против нескольких крупных российских компаний и бизнесменов. И тогда главной страшилкой было то, что Америка введет ограничения на наши гособлигации. Отчасти это произошло минувшим летом, когда Штаты запретили покупать наш госдолг при первичном размещении. И выяснилось, что ничего страшного для нас в этом нет. Теперь же нижняя палата Конгресса единогласно поддержала санкции и на вторичный долг наших суверенных облигаций. И с большой вероятностью, эту поправку к оборонному бюджету в итоге примут. Но эти новости не попали в топ, и рынок на них не отреагировал, видимо биржевые роботы не заметили сообщений СМИ.
О том, с чем это связано, рассуждает директор департамента финансово-экономической экспертизы 2trade.ru Дмитрий Пушкарев.
Дмитрий Пушкарев директор департамента финансово-экономической экспертизы 2trade.ru «Если вы посмотрите на график нефти, вы увидите, что нефть, практически, сейчас вышла на годовой максимум. И нефть последние несколько дней растет безоткатно. Естественно, рынок смотрит на нефть. И пока игнорирует, как бы откладывает эту долгосрочную новость, которая касается не частных спекуляций на нашем рынке, а именно кредитования российского госдолга иностранными инвесторами. Это, конечно, не сразу сыграет на такой нефти. Как только нефть начнет корректироваться — достанут этот козырь, предъявят его рынку и он это еще отыграет».
Как сообщил Bloomberg, под запрет попадут облигации в любой валюте, выпущенные нашими ЦБ, ФНБ или Минфином со сроком погашения от 14 дней. То есть речь идет о долгосрочных заимствованиях на внешних рынках, за счет которых наши власти в том числе финансируют бюджет.
Санкции запретят сделки с российскими долговыми бумагами американским гражданам. Сколько их в наших ОФЗ — неизвестно. Но есть данные по общему количеству иностранных резидентов. Их, вероятно, тоже коснутся санкции США, учитывая их вторичность.
Болезненно ли это будет для России? Мнение директора по анализу финансовых рынков и макроэкономики УК «Альфа-Капитал» Владимира Брагина.
Владимир Брагин директор по анализу финансовых рынков и макроэкономики УК «Альфа-Капитал» «Если говорить про долю нерезидентов ОФЗ — их чуть больше 20%: 20,6%. Но это данные на конец июля. Это примерно 3 трлн рублей. Доля достаточно большая, но не критическая. В прошлом году уже у нас, в общем-то, доля нерезидентов быстро сокращалась. И, в общем-то, это означало, что основные покупки на рынке ОФЗ шли за счет российских крупных банков. Какого-то удара из-за того, что все, российское правительство не сможет финансировать дефицит бюджета — точно не произойдет».
И еще один момент. Нерезиденты, которые держат деньги в российских бумагах, — это в том числе иностранные компании, корни которых находятся в России, то есть, офшорные структуры наших организаций. И в случае санкций вполне возможно, что они вернут средства домой.
Что же касается влияния на российский бюджет, то мы за последние годы накопили огромные суммы. Только в ФНБ, по данным Минфина на сентябрь, лежит 14 трлн рублей. И как заметили в американской торговой палате (как раз учитывая наши резервы), санкции не окажут существенного влияния на Россию. Наверное, для этого мы в том числе и копили деньги.