Топливная розница в России уже более полугода работает в ситуации убыточности. Если диспаритет между оптовыми и розничными ценами не исчезнет, независимые АЗС могут прийти к массовому банкротству. Такое мнение высказал директор по развитию и операционному управлению сети АЗС Shell в России Виталий Маслов.
Рост мировых цен на нефть повысил привлекательность экспортной альтернативы.
"Российские НПЗ экспортируют до 50% производимого дизельного топлива и порядка 15% бензина. Конечно, продавать на экспорт гораздо выгоднее. Поэтому постоянно происходит процесс подтягивания цен к уровню экспортной альтернативы", - сказал он.
Маслов напомнил, что оптовые цены на топливо в опте с начала года выросли на 25-30%, при этом в рознице цены поднялись только на 3-6%.
Как результат, уже восемь месяцев подряд весь независимый сектор топливной розницы "оперирует в зоне отрицательной рентабельности", отметил он.
"То есть ту маржу, которую мы генерируем в топливном бизнесе, ее недостаточно, чтобы покрыть даже расходы", - сказал Маслов.
"В такой ситуации бизнес чувствует себя очень некомфортно. На длинном плече, я думаю, может начаться элементарная череда банкротств", - считает топ менеджер Shell Россия.
На независимых игроков приходится до 2/3 всей топливной розницы, напомнил Маслов.
Бьют по доходности АЗС и высокие ставки эквайринга. Расходы на эквайринг составляют до 20% от топливной маржи, добавил он.
Сейчас АЗС буквально спасаются нетопливным бизнесом, говорит топ менеджер, в основном это общепит. При этом он считает, что для дальнейшего роста этого сегмента необходимо снять запрет на продажу алкоголя на АЗС, который существует в России с 2011 г. Уже сейчас нетопливная розница обеспечивает до трети доходов российских АЗС, говорит Маслов. Сама Shell, по его словам, стремится к соотношению 50/50.