Культуру ждут KPI. Почему креативная экономика – важный фактор развития регионов
«В основе – национальная идентичность» По мнению генерального директора «ФедералПресс», председателя совета директоров компании «Бизнес Ньюс Медиа», издателя газеты «Ведомости» Ивана Еремина, сектор креативной экономики ежегодно растет на 15 %, причем его росту не мешает даже пандемия коронавируса. Многие эксперты признают этот сектор ключевым элементом экономики будущего, а ООН обьявила 2021 год Годом креативной экономики. «Ни для кого не секрет, что СМИ – это часть креативных индустрий. Это яркий пример интеллектуального бизнеса с большой креативной составляющей. Человеческие идеи и новые технологии – это такие же важные активы, как сырье, и это то, в чем я как медиаменеджер вижу перспективу. Ведь именно уровень цифровизации и экономики знаний сегодня способствует поддержанию конкурентоспособности страны на мировом рынке», – считает Еремин. Дискуссию открыла руководитель центра городских компетенций АСИ Татьяна Журавлева – это агентство пытается оценить развитие креативной индустрии в российских регионах. Согласно его подсчетам, сейчас в ней заняты 1,6 млн россиян, а обороты превышают 10 трлн рублей. При этом точные цифры получить сложно, так как официального списка креативных отраслей не существует. Тем не менее, некоторые регионы уже принимают концепции развития креативной экономики, рассчитанные на несколько лет. «Законы нужны, чтобы предприниматели могли получить поддержку», – объяснила Журавлева. Тему продолжила замдиректора департамента Минпромторга Лилия Нургатина, которая представила законопроект о поддержке традиционных промыслов. Сейчас на нее могут претендовать лишь 80 предприятий, ведомство предлагает включить в список множество творческих мастерских, лабораторий и коворкингов. Законопроект решит и проблему подделок: охраной художественных особеннстей того или иного промысла займутся саморегулируемые организации. Наконец, в России официально появятся «территории традиций», где бизнес сможет работать в особом режиме. «Национальная идентичность лежит в основе всех креативных индустрий. Продукты, созданные на ее основе, обладают особыми потребительскими качествами», – сказала чиновница. Партнерство вместо благотворительности О системных проблемах креативной индустрии заговорила руководитель стратегических проектов ГМИИ Алиса Прудникова. По ее словам, между культурным и бизнес-процессом возникает разрыв, так как многие творческие люди не могут оценить результат сотрудничества на языке партнера. Ситуация меняется, и Прудникова прогнозирует, что со временем можно будет говорить о KPI культурных проектов. За рубежом уже есть положительные примеры: организаторы Ливерпульской биеннале не только подсчитали эффект от наплыва туристов, но и вычислили стоимость каждого контакта, при котором посетитель рассказывает о выставке. Тем же путем идет и Уральская индустриальная биеннале, комиссаром которой является Прудникова. «Я прихожу к бизнесу не как к благотворителям, а как к партнерам», – изложила она свое кредо. Перестроить взгляд на креатив пытается и замгендиректора РосДорНИИ Алексей Ковров. По его словам, дорожная отрасль остается одной из самых консервативных: «любое новшество должно получить кучу бумажек, чтобы можно было что-то попробовать». Ситуацию начал менять нацпроект «Безопасные и качественные дороги»: уже в прошлом году на акселератор института поступило около сотни заявок. Сейчас НИИ исправляет ситуацию в регионах, из которых лишь единицы смело внедряют инновации. «Мы выстраиваем логику, которая позволит креативным идеям приземляться в консервативной отрасли», – говорит Ковров. Подробную схему барьеров на пути креативной экономики и способов их преодоления представила директор по акселерации кластера «Промтех» фонда «Сколково» Наталья Чернышева. В регионах недостаток специалистов часто сопровождается низким спросом: «создавать некому и не для кого». Это дополняют низкий уровень инфраструктуры и отсутствие креативных пространств. Преодолеть замкнутый круг можно, если комплексно подходить к развитию территории, расширять доступ жителей к образованию, развивать среду проживания и создавать «точки роста», полагают в «Сколково». «Креатив – это новое железо» Живым примером нового креативного кластера стала Сысерть, мэр которой Дмитрий Нисковских начал с преображения старого железоделательного завода, а теперь хочет превратить в творческое пространство весь город. В прошлом году проект «Лето на заводе» собрал 20 тысяч посетителей за 50 дней, новые цели мэрии – сделать его круглогодичным и изменить территорию вокруг завода, чтобы привлечь креативных людей. Первые примеры уже есть: владелица кофейни, которая собиралась переехать в Москву, открыла в Сысерти уже второе заведение, а местный краевед освоил краудфандинг и издает книги о родном городе. «Креатив – это новое железо. Новые экспортные товары – это то, что мы можем произвести силой своих мыслей и впечатлений», – объясняет Нисковских. Креативные кластеры появляются и в Югре: как рассказал вице-губернатор Роман Генкель, это Сургут, Нижневартовск, Белоярский. Сейчас в регионе сформировали перечень отраслей, которые можно отнести к креативным индустриям, и хотят вырастить несколько компаний до выручки в миллиард рублей. В планах – провести анализ, который позволит проактивно разрабатывать меры поддержки. «Мы не ждем, когда к нам придут, а стараемся идти на опережение», – лаконичен вице-губернатор. Опытом развития креативной экономики поделился президент ассоциации итальянских предпринимателей в России Витторио Торрембини. Он понимает под креативными любые изменения, которые улучшают жизнь людей, – «не только робота, который играет с посетителями выставки, но и робота, который красит автомобили». В качестве примеров он привел изобретения итальянцев: гейзерную кофеварку, кузов для мотороллера и пишущую машинку. Екатеринбургу же Торрембини посоветовал провести конкурс идей, которые улучшат имидж города. «Это большой фактор развития. Лучше делать красивые вещи и красивые города, чем думать только о прибыли», – заключил он. Фото: ФедералПресс / Полина Зиновьева