Сбербанк готовит нововведения для владельцев банковских карт
Сбербанк совместно с депутатами Госдумы и представителями Минцифры готовят законопроект, направленный на запрет звонков с подменой номера из-за границы и регламентирование VoIP-операторов.
Документ будет направлен на повышение эффективности борьбы с преступлениями в сфере информационно-коммуникационных технологий, их предотвращения, пресечения, предупреждения и профилактики.
По данным аналитиков, только в одном 2020 г. мировая экономика в результате кибератак потеряла 3,5 трлн долларов, российская — 9,8 млрд руб. (согласно отчету Банка России об операциях без согласия). Особенно остро сегодня стоят вопросы телефонного мошенничества. Если в 2017 г. его доля в общем объеме мошеннических действий в стране (включая фишинг и СМС-мошенничество) составляла 22%, то в 2020 г. — 97%.
В прошлом году был зафиксирован двукратный рост случаев телефонного мошенничества, и в 99% случаев такие звонки совершались и совершаются с подменой номера. Каждый день гражданам России поступает в среднем 100 тыс. звонков от мошенников. Преступники выманивают у людей деньги под различными предлогами (например, перевод на «безопасный» счет) либо просят назвать конфиденциальные данные карты якобы для предотвращения неправомерной операции.
Причины распространенности такого вида преступности, по мнению специалистов, заключаются в доступности и анонимности услуг для злоумышленников, нахождении VoIP за рамками правил пропуска трафика, недостаточном регулировании отрасли, нечеткой формулировке федерального закона «О связи», отсутствии у операторов связи технической возможности проверить подмену номера и ряде других факторов.
"Телефонное мошенничество, к огромному сожалению, обрело размах национального бедствия: сегодня трудно найти человека, которому бы ни разу не позвонили преступники. В прошлом году мы в Сбере получили от наших клиентов 3,7 млн жалоб на попытки мошенничества, а общее количество подобных звонков по стране в целом превысило 15 млн. Мы со своей стороны ведем огромную просветительскую работу во всех каналах взаимодействия с клиентами, чтобы люди понимали, в каких случаях они имеют дело с мошенником. И сегодня мы совместно с депутатами и регулятором прорабатываем законодательные меры, которые исключат возможность подмены номера и сведут такой вид мошенничества к нулю", - прокомментировал Станислав Кузнецов, заместитель председателя правления Сбербанка.