Войти в почту

"Роснефть" спасает дизелем воюющий Киев

Буквально месяц назад средства массовой информации на Украине разразились громкими сообщениями об угрозе дефицита дизельного топлива, которая вот-вот обрушится на страну и лишит ее не только Украинской железной дороги, но спровоцирует массовый переход на транспортные средства с бензиновыми двигателями и, как следствие, рост стоимости бензина. ФБА «Экономика сегодня» рассказывает, как "Роснефть" удержала украинский рынок.

"Роснефть" спасает дизелем воюющий Киев
© ФБА "Экономика сегодня"

Первым забил тревогу коммерческий директор госкомпании «Укргаздобыча» Сергей Федоренко, пояснивший, что основной причиной дефицита станет прекращение поставок из России и Белоруссии, а усугубит ситуацию плановое обслуживание белорусского Мозырского нефтеперерабатывающего завода.

Реакция внутреннего украинского рынка на новости не заставила себя ждать. Госстат Украины сравнил текущие показатели с данными за декабрь 2020 года. Согласно заключению ведомства, бензин А-92 подорожал на 16,4%, 74 рублей за литр, бензин А-95 на 15,1%, до 77 рублей, дизельное топливо выросло в цене на 16,8% до 75 рублей, а сжиженный газ для автомобилей подорожал на 24,9% и достиг 43 рублей за литр.

Тревожные заявления появились и в российских изданиях – Украине пророчили расставание с дизелем в апреле-мае 2021 года. Стало понятно, что Киеву из этой ситуации не выпутаться без участия привычных поставщиков, которые долгие годы снабжали украинских потребителей, хотя киевские политики в процессе дележки власти всячески пытались скрыть это, доказывая общественности полную независимость от России.

В последние месяцы 2020 года импорт из России и Белоруссии действительно заметно уменьшился, но оба государства поставляют более 40% от всего импорта дизельного топлива.

Тянут-потянут, вытянуть не могут

Раздор внутри украинской политической элиты привел к распространению слухов о том, что компания «Роснефть», единственный поставщик дизельного топлива на Украину по нефтепродуктопроводу «Самара-Западное направление», перекроет кран из-за давления властей страны.

В феврале президент Владимир Зеленский вернул в государственную собственность участок нефтепродуктопровода «Самара — Западное направление», через который проходило дизельное топливо из России и Белоруссии для Украины и транзита в Европу. Кроме того, глава государства ввел пошлины на импорт российского дизеля.

Этот участок эксплуатировало ООО «Прикарпатзападтранс», бенефициаром которого, по данным украинских средств массовой информации, считается известный на Украине бизнесмен и глава партии «Оппозиционная платформа — За жизнь» (ОПЗ) Виктор Медведчук.

Забегая вперед, стоит сказать, что 11 мая 2021 года Медведчук стал фигурантом дела о государственной измене, в которой его заподозрила Генпрокуратура Украины.

«Власти Зеленского решили, иначе не скажешь, «наехать» на политических оппонентов, в частности на Медведчука. Поэтому связанный с ним бизнес попал под давление – затронута и прокачка нефтепродуктов.

Далее выяснилось, что Украина не готова отказаться от нефтепродуктов, так как быстро их не заменить. Вариант получать ресурсы из Европы железнодорожным транспортом или через море оказывается слишком дорогим. К тому же, торговые украинские порты – бутылочное горлышко. Если их перегружать одним видом продукции, другой не пройдет», - пояснил ведущий эксперт Фонда национальной энергетической безопасности, преподаватель Финансового университета при Правительстве РФ Станислав Митрахович в разговоре с ФБА «Экономика сегодня».

После таких действий Зеленского поставщики начали отказываться от выполнения обязательств ради предотвращения финансовых потерь. Так эксклюзивный поставщик дизтоплива и СУК «Роснефти» на Украину швейцарская трейдерская компания Proton Energy Group S.A., согласно письму, опубликованному на сайте Еnkorr, отказался транспортировать ресурс.

В качестве причины в компании упомянули арест технологического объема дизельного топлива компании в трубопроводе «Самара — Западное направление». Но и это еще не все.

Proton Energy Group S.A., как указывает Еnkorr, получила уведомление, что «Служба безопасности Украины настоятельно рекомендовала участникам украинского топливного рынка не сотрудничать с Proton Energy Group SA и воздерживаться от покупки нефтепродуктов у компании».

Письма «счастья» поступали в организации после того, как в марте Государственная фискальная служба, Генеральная прокуратура и Служба национальной безопасности провели обыски и обследования на семи нефтяных базах, в 13 офисах и морских суднах и 105 автозаправочных станциях из сети Glusco по делу об уклонении налогов на сумму около 240 млн грн.

Компания Proton Energy в 2020 году поставила на Украину 1,74 млн тонн дизельного топлива и 443 000 тонн сжиженного природного газа, то есть около 22% годового объема от общего потребления на внутреннем рынке.

Украинские СМИ сообщали, что Glusco якобы принадлежит гражданину Израиля Нисану Моисееву, который является якобы товарищем Виктора Медведчука. Известно также, что Моисеев владеет компанией Proton Energy, которая, напомним, поставляет нефтепродукты «Роснефти» на украинский рынок.

Proton Energy S.A., зарегистрированная в Швейцарии, считалась единственным поставщиком дизеля по трубопроводу «Прикарпатзападтранс» до его перехода на хранение к «Укртранснафте».

Все дороги ведут в «Роснефть»

Сеть Glusco, как сообщал портал Neftegaz.ru, сформирована на базе бизнеса компании «Роснефть». Его приобрел международный трейдер Proton Energy Group S.A. в 2016 году через родственную Glusco Energy S.A.

Благодаря этому предприятие ООО «Глушко Украина» превратилось в крупнейшего поставщика сжиженного природного газа на Украину с заводов «Роснефти» до описанных выше событий марта-апреля 2021 года.

В апреле текущего года вслед за Proton Energy Group S.A. поставки приостановил Wexler Group, также являвшаяся импортером российского дизельного топлива по нефтепродуктопроводу «Прикарпатзападтранс», который в 205 году у российского оператора нефтепродуктов «Транснефть» приобрела швейцарская фирма ITC Industry Trading Company S.A, принадлежавшая другому товарищу Медведчука – Анатолию Шоферу.

Эксперты прогнозировали, что дизель на Украину, как и автомобильный газ, повезет Coral Energy и будет поставлять ежемесячно 100 тысяч тонн топлива через нефтеналивной терминал в Гомеле, а до 20 тысяч тонн по железной дороге. Но в Киеве посчитали, что такая альтернатива дорого обойдется, ведь премия к котировке дизельного топлива в Средиземноморье составит 32 доллара США, а премия к котировкам углеводородных газов вырастет в два раза, до 31 доллара США за тонну.

Бизнес вне политики

Позже стало известно, что «Роснефть» не уйдет с украинского рынка, но доставлять дизельное топливо на него будет через другого трейдера. 14 мая 2021 года азербайджанская государственная нефтяная компания SOCAR оформила соглашение с «Роснефтью» о праве экспорта нефтепродуктов не только на Украину, но в Польшу, Прибалтику т другие страны Восточной Европы.

Официальный представитель компании Ибрагим Ахмедов заявил РИА Новости, что «SOCAR намерена усилить свои позиции в международной нефтегазовой торговле» и компании согласовывают сроки и объемы поставок.

Украинский рынок остается важным направление экспорта дизельного топлива с заводов «Роснефти». От общего производства ресурса, по данным ЦДУ ТЭК, на него приходится около 10,7% или 9,4 млн тонн.

Эксперт Станислав Митрахович в беседе с ФБА «Экономика сегодня» пояснил, что политические разногласия с Россией, к которым приводит позиция киевских властей, сохраняют за Украиной звание важного рынка для российского дизеля.

«Последние годы поставки не останавливались даже при интенсивных фазах внутреннего конфликта в Донбассе. До последнего момента у «Роснефти» не было оснований останавливать экспорт.

Торговля продолжается во всех случаях, в том числе и такими чувствительными для Украины товарами, как нефтепродукты и уголь», - считает эксперт.

Практически вся нефть и нефтепродукты, за исключением незначительных объемов собственной добычи и переработки, поставляются из России, а дизель только компанией «Роснефть», очевидно не способной отказаться от лакомого кусочка не только украинского пирога, к которому она шла извилистым путем.

Азербайджанский Socar Trading и владелец сети автозаправок на Украине, заключив контракт, фактически взял на себя вероятные риски за дополнительную маржу. Топ-менеджеры «Роснефти» нашли посредника в лице SOCAR, участие которого нивелирует вероятность привязки компании к деятельности Виктора Медведчука, практически ставшего на Украине персоной нон грата.