Шоколадка "второй свежести": Европа с удовольствием гонит нам товары, которые сама не ест
Федеральная антимонопольная служба (ФАС) и Роскачество договорились совместно проверять международных производителей сладостей, кофе, чая, косметики и других товаров на предмет наличия двойных стандартов. Проверки должны установить, не отличаются ли по своим свойствам и качеству товары, произведенные специально для России, от товаров того же бренда, продающегося в других странах.
«Соглашение с Роскачеством позволит ФАС России получать результаты независимых исследований состава и потребительских свойств различных товаров, чтобы изучать действия производителей таких товаров», — говорится в сообщении антимонопольного ведомства, опубликованного 26 апреля.
Заодно ФАС обнародовал и результаты проверки на «двойные стандарты» швейцарского производителя шоколада Lindt. Еще в прошлом августе регулятор возбудил дело против компании по признакам нарушения закона о конкуренции, так как обнаружил, что «в шоколаде, реализуемом под одним и тем же брендом на территории Российской Федерации и странах Западной Европы, обнаружены качественные различия».
Но, как рассказал 26 апреля глава ФАС Максиим Шаскольский, производителю удалось доказать свою невиновность. Отличия в шоколаде действительно есть, но они не связаны с российским рынком. Просто натуральные ингредиенты, используемые в производстве, могут отличаться по своим характеристикам, но это не сказывается на общем качестве продукта. Так что теперь шоколаду Lindt в России ничего не угрожает. Однако ФАС и Роскачество не собираются сидеть, сложа руки, и планируют усилить проверки других товаров.
С одной стороны, проблемы двойных стандартов при экспорте продукции действительно существует, и не только в России. Еще в 2017 году министерства сельского хозяйства Чехии, Словакии, Венгрии и Польши потребовали от Еврокомиссии принять законодательные нормы, которые запретили бы компаниям поставлять на общий европейский рынок товары двойного качества.
Тогда выяснилось, что Coca-Cola в Австрии слаще, чем в Словакии, поскольку производитель в одном случае использовал сахар, а в другом — его заменитель, а в австрийских рыбных палочках на 10% больше рыбы, чем в таком же продукте, выпущенном для восточноевропейского рынка.
Скорее всего, нечто происходит с российской продукцией. В прошлом году ФАС выдвинула претензии по качеству стиральных порошков и капсул к Procter & Gamble и Henkel Group, так как их продукция на российском рынке отличается по пенообразующим и моющим способностям от европейской. Теперь на пачках красуется надпись - «данная продукция произведена по стандартам ЕврАзЭС».
С другой стороны, как пояснили «СП» эксперты, юридических оснований для того, чтобы наказывать компании за «двойные стандарты» нет. Адвокат, председатель общества по защите прав потребителей «Горячая линия» Дмитрий Лесняк рассказал, что если не нарушен технический регламент ЕАЭС и стандарты самого производителя, привлечь его к ответственности не получится, даже если по качеству товары действительно уступают европейским.
Если кто-то и пострадает от таких проверок, то мелкие и средние компании, но не ТНК. Можно попытаться воздействовать на них пиар-кампаниями, и тогда, чтобы избежать негативных репутационных последствий, производители могут пойти на компромисс.
Однако, как считает председатель правления Международной конфедерации обществ потребителей Дмитрий Янин, это вряд ли повлияет на производителей, других же инструментов воздействия у ФАС на них нет. Выходом из ситуации мог бы стать переход на стандарты качества самого Евросоюза, которые выше, чем в ЕАЭС, но против этого выступают уже российские лоббисты.
- Отличия в продукции, которая продается на нашем и европейском рынках, есть. По ряду товаров это связано с более низкими экологическими требованиями в России. У нас при производстве можно использовать ингредиенты, которые запрещены в ЕС с точки зрения последствий для окружающей среды.
Вторая проблема связана с тем, что не самые крупные производители могут под заказчика делать продукт, который будет отличаться от того, что они поставляют в другие сети. Такие истории возможны, поэтому и разница в качестве продукции может быть.
«СП»: - Может ли ФАС с этим бороться?
- Наказывать за это невозможно, потому что если производитель соблюдает технические регламенты Евразийского экономического союза, которые, чаще всего, устаревшие и не соответствуют евродирективам, то он ничего не нарушает и может спокойно работать, не боясь приостановки.
Не думаю, что и давление через медиа окажется эффективным. Это продемонстрировала история с шоколадом Lindt. Несмотря на начатую в прошлом году проверку, компания открывает новые магазины, расширяет свое присутствие на российский полках. То есть факт проверки ФА спрос никак не снизил.
Поэтому механизмов воздействия на транснациональные корпорации и просто иностранные компании в плане двойных стандартов нет. Мне кажется, что главная задача ФАС, Роскачества и Роспотребнадзора должна заключаться в том, чтобы присоединить Российскую Федерацию к требованиям ЕС по потребительским товарам. Тогда бы у нас не было никаких отличий в качестве продукции с этим крупнейшим рынком. Но пока большинство российских технических регламентов уступает европейским, чем пользуются производители. Пока они будут уступать, отличия в качестве сохранятся, но сделать с этим ничего нельзя будет, так как все происходит в рамках законов.
Другой вопрос, что эти законы написаны в интересах зачастую не слишком развитых российских производителей, чем и пользуются иностранцы, которые могут открыть здесь производство и поставлять продукцию в Россию, Казахстан, Кыргызстан, Армению и Белоруссию ниже качеством, чем в ЕС. Все это от неэффективного регулирования в части обеспечения безопасности и качества продуктов в ЕАЭС из-за устаревших регламентов и того, что новые регламенты принимаются фактически в результате переговоров с производителями, которые не всегда готовы инвестировать в модернизацию.
«СП»: - Зачем же тогда затевать эти проверки?
- Российские власти не могут перевести потребителей на европейские стандарты качества. Поэтому приходится говорить о каких-то двойных стандартах, изображать бурную деятельность. Хотя чтобы этого не было, достаточно привести наши стандарты в соответствие с европейскими, и проблема отпадет и по безопасности, и по качеству товаров. Сегодня разница между ними может быть колоссальной даже в сфере услуг.
Например, если у нас за час задержки рейса авиакомпания по закону выплачивает пассажиру 25 рублей, то в ЕС компенсация при задержке может составлять до 600 евро.
Когда нет желания ужесточить регулирование, остается говорить, что кто-то пользуется двойными стандартами. Да, пользуются, потому что Госдума принимает такие законы, а затем такие регламенты принимает и Евразийская экономическая комиссия.