«Чекисту-миллиардеру» Черкалину дали семь лет строгого режима

Бывшего подполковника ФСБ Кирилла Черкалина признали виновным в мошенничестве и получении взяток. Силовик прославился тем, что у него нашли 12 млрд рублей. В спецслужбе он отвечал за банковский сектор.

«Чекисту-миллиардеру» Черкалину дали семь лет строгого режима
© BFM.RU

Прокурор просил для Кирилла Черкалина 11 лет. Суд остановился на семи, и приговор выглядит довольно мягким. Например, если сравнить с наказанием для полковника-миллиардера Дмитрия Захарченко — тот получил 12 с половиной лет — или с наказанием для Алексея Улюкаева: ему за взятку в 2 млн долларов дали восемь лет строгого режима, притом что те самые сумки, в которых оказались купюры, он не открывал. Особых богатств у бывшего министра не нашли, равно как и у экс-губернатора Никиты Белых: его арестованная собственность — Nissan, коллекция элитного алкоголя и другие мелочи. А взятка, за которую Белых получил восемь лет, и вовсе смехотворна: 400 тысяч евро.

У подполковника Черкалина нашли рекордные 12 млрд рублей. Но от других осужденных по громким делам он отличается тем, что признал вину, раскаялся и пошел на сделку со следствием. О том, как в таком случае поступает суд, рассказывает партнер адвокатского бюро «Забейда и партнеры» Александр Забейда.

Александр Забейда партнер адвокатского бюро «Забейда и партнеры» «Судья при вынесении решения основывается лишь на том, что обвиняемый согласен с предъявленным ему обвинением и выполнил условия сделки. А достоверность доказательств оценивается уже только при рассмотрении дела по существу и в отношении остальных фигурантов. Условно там одно-два заседания: условия сделки выполнил? — выполнил, с обвинением согласен? — согласен, вину признает? — признает. И все — судья удаляется для вынесения решения, и в пределах санкций и статей и с учетом личности подсудимому назначают наказание».

В свое время издания The Bell и «Проект» опубликовали расследование о Кирилле Черкалине и его коллегах по ФСБ. Из него следует, что силовики наблюдали, что происходит на черном рынке обнала, и поняли, что пресечь это невозможно. И тогда им пришла в голову хоть и не новая, но всегда актуальная мысль: не можешь остановить — организуй и возглавь. И была создана схема взаимодействия с банкирами. На банки находили компрометирующую информацию (сделать это совсем не сложно), а дальше ставили банкиров перед выбором, рассказывает начальник аналитического управления Банка корпоративного финансирования Максим Осадчий.

Максим Осадчий начальник аналитического управления Банка корпоративного финансирования «Приходят к банкиру и предлагают как бы дилемму: или ты нам платишь, или у тебя отзывают лицензию. Банкир начинает платить, но суммы такие, что он уже, по существу, вынужден разорять банк. Через какое-то время банк тонет, благополучно отзывается лицензия, и они переходят к новым жертвам. Поскольку схема эта сверхприбыльная, миллиарды рублей на ней люди зарабатывали, то тут, соответственно, можно предположить, что спустя какое-то время она или уже восстановилась, эта схема, или в ближайшие месяцы опять заработает».

В этой схеме еще много примечательных деталей. Например, должность «подкрышника». Это обычно бывший офицер спецслужб, которого трудоустраивали в банк, чтобы тот изнутри контролировал процесс. И вполне вероятно, что и после ареста и приговора Черкалина ничего не изменилось. Правда, лицензии сейчас у банков отбирают не так часто, как в прежние времена. Но еще не вечер. Пойдя на сделку со следствием, Черкалин дал подробные показания и рассказал о других эпизодах. Вполне вероятно, что через несколько лет он уже выйдет на свободу. Да и на здоровье экс-подполковник, кстати, не жаловался и голодом морить себя в тюрьме явно не собирается, как и все те же Улюкаев и Белых, которые в колонии к себе внимание не привлекают.