В распоряжении Business FM оказался проект, подготовленный Минпромторгом, он касается металла и предполагает фактически административное определение цен, ограничение экспорта и дополнительные налоги. Речь, впрочем, не только о металлах
Вот цитаты из документа Минпромторга: индикативные цены, динамический налог, контроль за покупателями. Ведомство предлагает ограничить экспорт металла, а возможно, и полностью запретить; установить цены на металлопрокат ниже рыночных для бюджетных строек. Прогрессивный налог на прибыль, фиксированные цены для внутреннего рынка. В случае, если производители их поднимают, то правительство может забрать часть или всю прибыль. Отмена возврата части НДС. И только если цены придут к уровню прошлого года, когда они из-за пандемии были очень низкими, возмещение НДС возобновят.
Как стало известно редакции, в самом начале апреля у первого вице-премьера Андрея Белоусова проходило совещание. И там было дано поручение проанализировать цены не только на металл, но и на множество других товаров — от леса, рыбы и масла до нефтепродуктов. Появление проекта Минпромторга, очевидно, стало результатом этого совещания. Хотя единой позиции в правительстве явно пока нет.
Спустя две недели после того совещания в интервью радиостанции министр экономики Максим Решетников описал свой взгляд на примере все того же металла.
Максим Решетников министр экономики «Мы работаем в режиме мягкой переговорной позиции. Наши производители тоже понимают необходимость поставок на внутренние рынки и ответственно себя ведут. С другой стороны, мы не в состоянии полностью защититься от этих колебаний и не должны, потому что тем самым нарушим рыночные основы нашей экономики. В бюджет поступит дополнительная прибыль от металлургов, и мы должны просто компенсировать тем же строителям, бюджетным стройкам удорожание объектов, найти способы, не расторгая контракты, компенсировать это удорожание».
И тогда же Решетников сказал Business FM: мы не командуем ценами, это невозможно. А ранее министр финансов Антон Силуанов и глава ЦБ Эльвира Набиуллина согласились, что не нужно подменять рыночное ценообразование. И, как говорят источники, премьер-министру все-таки ближе позиция Минэкономики, Минфина и ЦБ.
Стоимость металла действительно выросла за последние месяцы, но это мировой тренд. При этом в коммерческом строительстве (жилье, офисная, торговая недвижимость) доля подорожавшего металлопроката в себестоимости, по данным все того же Минпромторга, всего 6,5%. Контракты же на бюджетные стройки заключались давно, еще по старым ценам. Сейчас они выросли.
Металлурги отреагировали. Ассоциация «Русская сталь» предложила скидки для бюджетных строек и прямые контракты с производителями, минуя посредников. Государство получает стабильные сниженные цены.
В прошлом году из-за падения цен на металлы упали и поступления в казну. Но в этом году они вместе с ценами растут. Очевидно, что сейчас в правительстве идет борьба. Металл — это только один пример. И если победит идея безудержного регулирования цен и конфискации прибыли, на рыночных принципах экономика развиваться не сможет. И тогда вполне реальна перспектива того, что растущие компании ничем не будут отличаться от убыточных. А вместо растущего экспорта, от которого богатеет вся страна, придет серый рынок с дефицитом.