Трубопроводный газ РФ лишил выгоды СПГ-проекты в Восточной Европе
Польско-литовские энергетические игры объясняются политическими моментами, заметил в разговоре с ФБА «Экономика сегодня» генеральный директор Института национальной энергетики Сергей Правосудов.
Поляки и литовцы развивают СПГ
LNG Industry сообщает, что перевалочная СПГ-станция в Клайпеде добилась двух результатов. Во-первых, тысячной операции по загрузке СПГ и трехсотой операции в интересах польской компании PGNiG, являющейся главным пользователем данной инфраструктуры.
Малотоннажная перевалочная СПГ-станция введена в эксплуатацию в 2017 году и расположена у входа в Клайпедский порт. Она состоит из пяти резервуаров СПГ, вместимостью в 1 тысячу кубов газа каждый, а суммарно – в 2250 тонн СПГ.
Соглашение PGNiG и литовского эксплуатанта объекта компании Klaipeda Naftos было подписано в 2019 году и вступило в силу в 2020 году.
Так, поляки решают две задачи: обеспечивают доступ СПГ к автотранспортным перевозкам и развивают регазификацию СПГ в регионах, которые находятся вдалеке от трубопроводного газа. Поляки мотивируют свои действия рациональными причинами: стоимость доставки СПГ из Клайпеды в часть польских регионов дешевле, чем такие же транзакции с СПГ-терминала в Свиноустье.
Причал позволяет загружать грузовики, ISO-контейнеры, обеспечивает бункеровку небольших судов или танкеров-бункеровщиков, а выгоду от процесса получает польская сторона, активно использующая малотоннажный СПГ. Польше достается 76% от клайпедских объемов, 16% СПГ после регазификации остается в Литве, а 8% получаемого топлива экспортируется соседям – Латвии и Эстонии.
В Польше такой СПГ используются для поставок газа во внесетевые объекты и на заправочные пункты для грузовых автомобилей. СПГ и обычный трубопроводный газ продолжают набирать популярность в Польше.
Сырье соответствует декарбонизации: основой энергетики Польши является уголь, от которого поляков вынуждает отказаться Брюссель. Польша могла бы решить данные проблемы за счет поставок «Газпрома», но этому мешает внешняя политика Варшавы.
Клайпедской перевалочной СПГ-станцией уже воспользовались 16 компаний, включая дочерние предприятия PGNiG, занимающиеся розничной торговлей. Значительной популярностью поставки из Литвы пользуются на северо-востоке Польши.
Экономику мелкотоннажных поставок считать сложнее, чем обычные поставки СПГ для нужд традиционной энергетики. Для этого литовцы в 2014 года взяли у Норвегии судно, служащее в Клайпеде СПГ-терминалом: Литва должна его выкупить в 2024 году.
Мощность проекта составляет до 4 млрд кубов газа в год, но особого спроса нет. Трубопроводный газ «Газпрома» обходится литовцам дешевле СПГ, из-за чего Вильнюс заставляет организации выкупить эти объемы нерыночными методами.
Литва и Польша пытаются развивать СПГ
«Когда литовские власти лоббировали открытие СПГ-терминала, они говорили, что главная цель – в обеспечении экономической безопасности. Они рассуждали, что РФ нельзя доверять, что Москва в любой момент может прекратить поставки», - заключает Правосудов.
Проблем с получением российского газа у литовцев не было, но это не мешает Вильнюсу этим спекулировать. Такая риторика призвана оправдать издержки на проект: изначально было ясно, что Литве придется переплачивать за СПГ.
«Правительство Литвы переложило издержки на потребителей, которые были не в восторге от этого. Что касается литовских поставок в Польшу, то если поляки по аналогичным причинам готовы платить больше, то пусть занимаются», - констатирует Правосудов.
Причиной работы PGNiG с терминалом в Клайпеде являются не низкие цены, а то, что в Свиноустье они выше. Аналогичное сырье можно сделать из российского трубопроводного газа, но Польша и Литва ищут энергетические «альтернативы России».
«На польском терминале в «Свиноустье» газ также дорогой, а Варшава, как и Вильнюс, перекладывает издержки на потребителя, пусть и бывают небольшие отрезки времени, когда СПГ на мировом рынке много, и на него падают цены. Тогда полякам и литовцам удается купить его дешевле продукции «Газпрома», но общие издержки не отыгрываются», - резюмирует Правосудов.
Цены на СПГ ниже трубопроводного в среднем бывают месяц в течение двух лет, а в остальное время СПГ проиграет трубопроводному газу РФ во всех странах, куда он может напрямую поставляться.
«Потребители в Польше и Литве постоянно жалуются, но куда им деваться: «государственные интересы», - заключает Правосудов.
СПГ не подходит Литве и Польше
Кроме польского и литовского СПГ-терминалов в Восточной Европе недавно открылся аналогичный проект в Хорватии: его эффективность также сомнительна: по крайней мере, экспортные надежды Загреба не оправдались.
«У хорватов идут пробные партии, поэтому о них еще рано говорить. В Европе есть рынки, которые находятся на побережье, где трубопроводного газа практически нет – это Испания и Португалия, которые вынуждены покупать СПГ. Имеются конкурентные рынки – с трубой и СПГ-терминалом: Франция, Италия, Великобритания. Там ищут наиболее выгодный вариант», - заключает Правосудов.
В Литве и Польше российский газ обыгрывает СПГ, поэтому такие проекты экономически невыгодны.