Звон металла: один из крупнейших бизнесменов Приморья помещен в СИЗО
Известный на Дальнем Востоке бизнесмен, совладелец ОАО «Владивостокский морской рыбный порт» Дениса Сарана был задержан 10 марта сотрудниками ФСБ и Следственного комитета, совместно с сотрудниками Дальневосточной оперативной таможни в офисных помещениях порта и ряда компаний ими были проведены обыски. 12 марта Фрунзенский районный суд Владивостока поместил Сарану в СИЗО на два месяца. Также взяты под стражу еще двое, в т. ч. бизнес-партнер Сараны гендиректор ООО «УК Метагруп ДВ» Алексей Митрофанов, а главный бухгалтер отправлен под домашний арест. Изначально задержали шестерых, двое были отпущены в тот же день. Инкриминируется ч. 3 ст. 226.1 УК РФ («Незаконный экспорт стратегических товаров»), наказание по которой предусматривает лишение свободы на срок от семи до 12 лет.
Арест стал полной неожиданностью как для самих фигурантов уголовного дела, возбужденного накануне, так и для делового сообщества Приморского края, в котором 50-летний Денис Сарана, будучи одним из крупнейших по региональным меркам бизнесменов, играл далеко не последнюю роль.
На сегодняшний день сфера интересов Сараны весьма обширна: связанные с ним компании заняты в портовой, торговой, логистической, строительной и других областях, вплоть до рекламной. Он также соучредитель ряда некоммерческих структур, например, союза предпринимателей «Современный бизнес Приморью», Ассоциации резидентов ТОР и СПВ, НП «Рука помощи».
Большую часть бизнес-портфеля Дениса Сараны составляют компании, в которых он владеет долями через ООО «ДВ Инвест». Среди них забайкальское ООО «Читацветмет» (оптовая торговля отходами и ломом), приморские «Внешторг», «Металлторг» и «Стармет» с тем же видом основной деятельности. В 2019 г. «ДВ Инвест» приобрела 90% доли в ООО «Сумотори-Авто». Владельцем оставшейся доли является ООО «Технохолдинг Сумотори». Собственники последнего — экс-мэр Владивостока Виталий Веркеенко с долей 85,91%, ПАО «ГК «Сумотори», директором которого является он же, а также Галина Веркеенко. Директор ООО «Технохолдинг Сумотори» — Сергей Веркеенко. При этом в ЕГРЮЛ указано, что доля Виталия Веркеенко в «Технохолдинг Сумотори» с 2016 г. в залоге, а залогодержателем является Денис Сарана. Помимо того, с мая 2019 г. А. В. Сарана (родной брат Дениса Сараны) имеет 90% доли в ООО «Сумотори-Авто МКЦ», которым руководит Михаил Бачковский — директор «Сумотори-Авто».
Денис и Алексей Сарана владеют ООО «Комкон-2», которое строит крупные объекты во Владивостоке, в т. ч. офисно-торговое здание в районе 3-й Рабочей, малоэтажный жилой комплекс Sedanka hills и супермаркет в пригороде. В числе инвестиционных проектов Сараны и новый отель на месте снесенного «Влад Мотор Инн» на Санаторной.
* * *
Путь Дениса Сараны в большой бизнес начался в девяностых годах, опять-таки в сфере экспорта металлолома. Изначально компания, которой Денис Сарана владел вместе с Евгением Пожитковым (несколько лет назад трагически погиб в Таиланде) и Михаилом Згонником, ныне руководителем транспортной компании «Пионер Логистик» во Владивостоке, называлась «Приморвторсырье».
«Группа компаний «Металлторг» успешно работает на отечественном рынке черных и цветных металлов с 1998 г., — сообщается на сайте компании. — Собственная сеть приемных пунктов группы «Металлторг» располагается от Забайкальского края до Сахалинской области». Основная деятельность группы связана с Владивостокским морским рыбным портом, на территории которого не только находится головной офис компании, но также производится прием, хранение, переработка и экспорт лома черных металлов в страны Азиатско-Тихоокеанского региона.
Свое нынешнее название «Металлторг» получил в 2008 г., в тот период, когда государство решило жестко закрутить на Дальнем Востоке гайки в области экспорта металлолома, чтобы спасти единственное в макрорегионе металлургическое предприятие — «Амурметалл» (сегодня «Амурсталь»).
До 2009 г. расположенный в Комсомольске-на-Амуре завод «Амурметалл» принадлежал депутату Александру Шишкину, потом отошел за долги ВЭБу, а после банкротства был выкуплен хабаровской группой «Торэкс». По данным ЕГРЮЛ, ООО «Торэкс» принадлежало Павлу Бальскому (50%), Николаю Мистрюкову и Ларисе Стародубовой (по 25%), двое последних в таких же долях владеют ООО «Торэкс-Хабаровск», купившим имущество «Амурметалла», а 50-процентная доля в нем принадлежит АО «Армада» Ивана Манохина. Компания «Торэкс» сегодня известна в связи с уголовным делом против бывшего губернатора Хабаровского края Сергея Фургала, женой которого является Стародубова и против которого дал показания Мистрюков.
Печальное будущее заводу Денис Сарана, будучи исполнительным директором ООО «УК Евромет» и членом совета директоров ОАО «Амурметалл», спрогнозировал еще в 2009 г. в интервью деловому еженедельнику «Конкуренту»: «Находясь в глобальной конкурентной среде, металлурги, по логике вещей, должны повышать свою эффективность, производительность, модернизировать производство, сокращать издержки для того, чтобы покупать сырье по мировым ценам и продавать свою продукцию по мировым же ценам. Но это слишком сложно и не всегда возможно. Приходится решать определенные проблемы за счет других отраслей, обращаться в ведомства, правительство».
ООО «УК Евромет» было ликвидировано в 2010 г. Через несколько лет ликвидировали также вышеупомянутое ООО «Приморвторсырье».
* * *
Следственные действия в отношении Сараны совпали с обострением ситуации в ОАО «Владивостокский морской рыбный порт».
Одним из основных грузов Владивостокского морского рыбного порта является металлолом — более 300 тыс. тонн (данные на 31 декабря 2019 г.). В бОльших объемах порт перегружает только уголь (1,1 млн тонн) и рыбную продукцию (более 350 тыс. тонн).
На 31 декабря 2020 г. крупными акционерами ОАО «Владивостокский морской рыбный порт» являлись компании ASIAN METAL RESOURCES GROUP. INC из США — 20,33% в уставном капитале, московское ООО «Геотэкс» — 51,9%, ООО «СПВ Капитал» Дениса Сараны — 8,99%, а также члены совета директоров Денис и Алексей Сарана, владеющие 6,63% и 0,37% акций соответственно.
ASIAN METAL RESOURCES GROUP. INC (зарегистрировано в 2005 г. в Калифорнии) выступало соучредителем нескольких российских компаний, две из которых — действующие. Среди них — ООО «Владивостокский морской контейнерный терминал», где иностранной фирме с неизвестными конечными бенефициарами принадлежит 40%. Среди совладельцев терминала — Денис Сарана, компания «Геотэкс» и ООО «ДВ Инвест», полностью принадлежащее Саране. Среди активов ASIAN METAL RESOURCES GROUP. INC также 24% доли в ООО «ВМРП Инвест». Совладельцами оставшихся долей являются «СПВ Капитал» и «Геотэкс». Директорами указаны Денис Сарана и Владимир Катунин.
Еще несколько лет назад единственным участником ООО «Геотэкс» была Мария Катунина, дочь известного предпринимателя Александра Катунина, и его семья называлась контролирующими акционерами порта, но в этом году поиски в открытых источниках показали другие результаты.
10% ООО «Геотэкс» оказались у Дмитрия Мартынова — полного тезки сына председателя совета директоров ОАО «ВМРП» Валерия Мартынова. Остальные 90% оформлены на сингапурскую компанию Sparkler Holdings Pte. Ltd., где, в свою очередь, 25% принадлежит (через трастовое владение) той же Марии Катуниной-Томпсон, также постоянному члену совета директоров порта.
Остальные 75% (и, соответственно, реальный контролирующий пакет порта) оформлены на швейцарскую компанию TRUSTCANADA SA, бенефициары и владельцы которой не указаны в открытых источниках. Указаны только два иностранных директора, что позволяет предположить, что контроль в ОАО «Владморрыбпорт» мог перейти в иностранную юрисдикцию, хотя директором ООО «Геотэкс», согласно выпискам, пока остается тот же Владимир Катунин.
Возможно, с этим связана известная в отрасли смена управляющей команды в «рыбных» подразделениях порта и в ООО «Владивостокский рыбный терминал» (ВРТ), руководил которым ранее Алексей Златкин.
Итоги замены менеджеров для порта оказались неутешительны. Объемы перевалки рыбы в 2020 г. значительно снизились — на 35–40%, после стабильного роста прошлых пяти лет. По некоторым сведениям, доходы от рыбной логистики упали еще сильнее. А дорогостоящий проект строительства нового холодильника, который ВРТ планировал реализовать как резидент СПВ, стал менее привлекательным для акционеров и вызвал внутренние дискуссии.
* * *
Статья, которая инкриминируется Денису Саране, не является «эксклюзивной» и, по большому счету, подходит любому предпринимателю, который системно вывозит товары за границу. Но далеко не «любой предприниматель», будучи по специальности инженером-математиком, закончил, как Д. В. Сарана, Высшую школу КГБ СССР им. Ф. Э. Дзержинского (данные опубликованы в отчетах ВМРП).
Единственным из коллег-бизнесменов, публично выступившим в защиту Дениса Сараны, является пока глава ДНС Дмитрий Алексеев. В свойственной ему манере Алексеев написал в социальных сетях: «С каких это пор металлолом стал стратегическим товаром, а его экспорт незаконным? Это нормальный товар на международном рынке, лидеры по его экспорту: ЕС, США, Япония, и уже где-то потом идет Россия. Если есть претензии к порядку вывоза, то есть таможня, налоговая и суд. При чем тут ФСБ и уголовные дела?
Денис Сарана, пожалуй, единственный приморец, который имеет долю в портовом бизнесе и все еще живет у нас в крае. Все остальные порты Приморья либо достались крупным московским олигархическим структурам, либо их собственники покинули территорию России. Денис Викторович [Сарана] же является активным инвестором в экономику края, а очень многие знают его как отзывчивого человека и мецената».
*Вся приведенная в тексте информация получена из открытых источников.