Войти в почту

Норильская катастрофа может повториться на Черном море

Не успели высохнуть чернила на публикации «Пираты XXI века» (см. «Наша Версия» № 5 (778) от 08.02.2021 г.), как эта история начала обрастать удивительными подробностями. Анализ разрозненных событий привёл нас к возможному интересанту и организатору запутанной комбинации вокруг АО «КТК-Р». Однако вряд ли выходец из «Транснефти» Сергей Киреев понесёт персональную ответственность в случае повторения в Чёрном море норильской катастрофы, которая становится всё более вероятной.

Норильская катастрофа может повториться на Черном море
© Свободная пресса

История эта началась больше десяти лет назад вместе с созданием ООО «Транснефть-Сервис» (входит в структуру ПАО «Транснефть»). Новая компания принялась искать источники дохода, именно тогда она впервые обратила внимание на бизнес нидерландского холдинга «Смит Ламналко». Речь идёт об одной из крупнейших в мире организаций по обслуживанию нефте-газовых морских терминалов и портовых объектов. В России ее дочерняя компания участвовала в подъёме подводной лодки «Курск». Специалисты «Смит Ламналко» обеспечивали запуск отгрузок нефти и газа на проектах «Сахалин 1» и «Сахалин 2». Российское подразделение нидерландской материнской фирмы участвовало в строительстве газопровода в Турцию и «Северного потока», а также в создании арктического порта «Варандей» и комплекса сооружений, которые защищают от наводнений Санкт-Петербург, как сказано на странице компании в Интернете.

Сегодня одна из дочерних структур «Смит Ламналко» в России обслуживает наливной терминал «Каспийского трубопроводного консорциума» (АО «КТК-Р»), одним из акционеров которого является государство в лице Росимущества. Объект с уникальными выносными причалами расположен близ Новороссийска, через него проходят две трети поставок казахстанской нефти. И вот, контракты КТК с подрядчиками и привлекли внимание руководителей ООО «Транснефть-Сервис». А дальше события развивались по сценарию, слишком похожему на рейдерскую атаку.

Под прикрытием пандемии

В 2011 году ООО «Транснефть-Сервис» потеснило с терминала ФГБУ «Морспасслужба», которое обеспечивало готовность объектов к ликвидациям разливов нефти. Первоначально «дочка» «Транснефти»

установила плату за свои услуги в размере 28 тыс. долларов в месяц, однако позднее увеличила её до 890 тыс. долларов в месяц, а сейчас, но нашим источникам в КТК, получает уже более 1 млн. долларов в месяц за эти услуги. Проще говоря, государственное предприятие было отстранено от работы, а новый исполнитель оценил те же услуги в 30 раз дороже. Аналогичную комбинацию пытаются провернуть в отношении ООО «Ламналко».

В 2012 году конфликт уже поднимался на межгосударственный уровень. По данным агентства «Рейтер», посол Нидерландов в Москве Рон Келлер безуспешно искал встречи с руководством «Транснефти». В итоге вмешаться в конфликт пришлось вице-премьеру Аркадию Дворковичу. Как видим теперь, спокойствие продолжалось недолго.

Год назад, в самый разгар коронавирусных ограничений, когда правительство объявило мораторий на проверки предприятий, в «Каспийском трубопроводном консорциуме» начались удивительные события. В АО «КТК-Р» явилась трудовая инспекция, которая неожиданно для самой себя, спустя 20 лет работы Консорциума в России, обнаружила в компании прикомандированных иностранных сотрудников. И ничего, что консорциум международный, а среди его акционеров казахстанский «КазМунайГаз», американская компания Chevron, итальянская компания Eni, нидерландская Шелл.

Присутствие в КТК иностранных специалистов и менеджеров, представляющих интересы зарубежных акционеров, инвестировавших миллиарды долларов в один из первых международных проектов в современной России в середине 90х годов, было закреплено в международных договорах о работе консорциума. Однако трудовая инспекция предписала от них избавиться, а генеральный директор консорциума Николай Горбань, насколько можно судить, даже не пытался обжаловать это решение. На иностранцев составили протоколы, после чего менеджеры уважаемых компаний предпочли уехать из России от греха подальше. Понятно одно, что без “дирижёра” и “доброжелателя” Инспекция, нарушать мораторий на проверки, введенный по инициативе Президента, вряд ли бы рискнула.

Как возможно, что руководитель такого крупного международного проекта как КТК, действует, мягко скажем, против своих акционеров? Вместо ответа на этот вопрос мы скажем только, что гендиректор компании Николай Горбань ранее возглавлял ОАО «АК Транснефтепродукт», ещё одну дочернюю структуру «Транснефти». Дальнейшие события в АО «КТК-Р» показали, что увольнение иностранных специалистов было логичным и

продуманным шагом в большой игре, которую, судя по всему и затеяли топ-менеджеры трубопроводной монополии.

Сам себе начальник

В марте прошлого года «Каспийский трубопроводный консорциум» остался без совета директоров. Если верить интерпретации этого события, которую предлагает всё то же агентство «Рейтер», «Транснефть» просто заблокировала выборы нового совета, поскольку не заручилась поддержкой других акционеров по поводу своего предложения о смене подрядчика на терминале КТК в Новороссийске. А дальше, если верить источникам, господин Горбань практически единолично решил сменить успешно работающую на терминале компанию «Ламналко» на не имеющую ни должного опыта, ни техники «Транснефть-Сервис». Что только ни сделаешь, чтобы поставить «своего» исполнителя на десятилетний контракт стоимостью 30 млрд рублей?!

Ситуация в «Каспийском трубопроводном консорциуме» сейчас накалена до предела. Акционеры крайне обеспокоены отсутствием в КТК работников, которые были номинированы международными нефтяными компаниями, и присутствие которых должно было обеспечить не только безопасную и бесперебойную работу терминала, но и увеличение перевалки до 150 тыс. баррелей в сутки к 2024 году.

Неужели АО «Транснефть» действительно готово рискнуть успехом этого международного проекта ради пирровой коммерческой победы своих бывших и действующих менеджеров? Либо так, либо воистину, дочки не всегда ведут себя так, как хотелось бы их почтенным родителям. Мы решили разобраться, какой вариант ближе к истине.

Итак, Николай Горбань приступил к обязанностям генерального директора АО «КТК-Р» в 2016 году. Конфликт между «дочками» «Транснефти» и «Смит Ламналко» начался намного раньше – в конце 2000-х, когда совсем молодая российская компания Транснефть-Сервис, по сути, попросила долю в чужом бизнесе. На тот момент компанией «Транснефть-Сервис» руководил Сергей Киреев. Сегодня он возглавляет ПАО «Новороссийский морской торговый порт» (ПАО НМТП), в число акционеров которого входит все та же ООО Транснефть-Сервис.

Судя по тому, что атака на «Смит Ламналко» продолжается уже больше десяти лет, свежие решения по этому поводу могут приниматься как раз в кабинетах руководства ПАО «НМТП». И вот тут российским нефтяникам впору подумать не только о своей репутации в глазах

иностранных акционеров КТК, но и о международном скандале, которым может обернуться крупное экологическое ЧП в акватории Чёрного моря.

В ожидании катастрофы

В начале февраля Арбитражный суд Краснодарского края удовлетворил требования Росприроднадзора о взыскании с ПАО «НМТП» 44,5 млн рублей за вред, причинённый Чёрному морю. Ведомство установило, что при осуществлении погрузки на причале № 6А акватория порта была загрязнена на площади 35 тыс. кв. м. Кроме того, на поверхности воды в районе того же причала был обнаружен разлив нефтепродуктов.

Конечно, нельзя сравнить это событие с прошлогодним разливом 20 тыс. тонн топлива на ТЭЦ-3 в Норильске. Однако у нас есть большие опасения, что нечто подобное вполне может случиться и в Новороссийске.

Дело в том, что погрузка нефти и нефтепродуктов на терминале КТК организована через уникальную для нашей страны систему выносных причалов, аналогов в России которых больше нигде нет. Погрузка в танкеры производится на расстоянии 5 км от берега с использованием сооружений, установленных и эксплуатируемых на глубине 60 метров. Обслуживанием этих систем и занимается ООО «Ламналко» уже более 10 лет. При этом сотрудники компании – российские граждане, в своём недавнем обращении к президенту России отметили, что других компаний с опытом, оборудованием и судами для работы на таких сооружениях в стране попросту нет.

Любопытно, но если верить нашим источникам, вскоре после необъяснимых перестановок в АО «КТК-Р», которые привлекли внимание крупных международных информагентств, «Транснефть-Сервис» обратилось в «Смит Ламналко» с официальным письмом, предложив сдать в аренду, судя по всему, отсутствующие у нее буксиры для работы на терминале КТК. Трудно назвать это иначе, как верхом цинизма. Хотя чего ещё ждать от пиратов?

Первый звонок. Еще не колокол. Пока не колокол...

Директора в КТК меняются, а явный зачинщик и идеолог всех действий Сергей Киреев остается безнаказанно в тени, давая по нашим источникам в Консорциуме, указания Директорам, сродни угрозам, побуждающие к действиям, направленным на лоббирование своих личных интересов. Кадровая политика попавшего между молотом и наковальней руководителя АО «КТК-Р» Николая Горбаня, за несколько лет избавившегося от большого количества неудобных специалистов, не прошла бесследно для бизнеса. По неподтвержденной, но заслуживающей доверия информации сотрудников консорциума, именно отсутствие должных специалистов не так давно могло привести к отказу оборудования и гидроудару на трубе в районе Астрахани и остановке перекачки нефти на 6-8 часов.

Сегодня этот факт старательно пытаются скрыть от общественности. Попытка госменеджеров вытолкнуть с объектов опытных водолазов и спасателей «Ламналко» может привести к тому, что количество и масштабы подобных инцидентов будут только расти. И вряд ли возможно предотвратить катастрофу на Чёрном море, не поставив точку в этом многолетнем споре хозяйствующих субъектов.

Кстати: данное журналистское расследование все более приводит к мысли, что это лишь взгляд на вершину айсберга. Интересно было бы узнать мнение контролирующих органов, в том числе Налоговой инспекции, о целесообразности вывода средств компанией Транснефть-Сервис на Кипрские компании. А так же причину, по которой дочка Государственной компании, которая должна соблюдать законы РФ может сотрудничать с компаниями, афилиированные лица которых находятся в санкционном списке России. Впрочем, это тема уже следующего расследования.