Белоруссия решила национализировать российский нефтепровод
Оператор нефтепродуктопровода «Транснефти» на территории Белоруссии «Запад-Транснефтепродукт» рискует обанкротиться в связи с повышением налогов в республике и административным давлением на компанию, заявил «Коммерсанту» первый вице-президент трубопроводной монополии Максим Гришанин.
Белоруссия намерена сначала инициировать банкротство оператора, а затем и национализировать его, уверен Гришанин.
По данной трубе топливо, принадлежащее России и Белоруссии, поставляется в Венгрию и Латвию. С января 2020 года белорусская сторона практически в три раза увеличила ставку налога на прибыль — с 18% до 50%. Ею увеличен и экологический налог в размере 0,35 рублей на 1 тонну нефтепродуктов на 100 км.
Согласно данным «Транснефти», объемы транспортировки через «Запад-Транснефтепродукт» сократятся с 6 млн тонн в 2019 году до 3,4 млн тонн ежегодно в 2021–2024 годах. Что касается убытка, то он может составить до 800 млн рублей в год, полагает Гришанин.
Россия и Белоруссия согласовали тариф на транзит нефти
Ситуация могла бы разрешиться благодаря увеличению транспортировки до 5 млн тонн или повышением действующего тарифа в $2,36 за 1 тонну на 100 км на 80%, до $4,24, считают в «Транснефти».
Однако увеличение прокачки может повлечь за собой отток объемов с этого маршрута, считает советник президента «Транснефти» Игорь Демин.
Гришанин заявил, что «Транснефть» будет сопротивляться банкротству и последующей национализации оператора, в частности через суды.
Белоруссии нужна эта труба, для того чтобы обеспечивать сырьем из Европы свои НПЗ и прокачивать нефтепродукты в направлении Украины, считает эксперт финансового университета при правительстве РФ Игорь Юшков. Он полагает, что белорусская сторона может перепрофилировать северную трубу из порта Вентспилс (Латвия) под поставки нефти на Новополоцкий НПЗ и даже на Мозырский НПЗ — через строящуюся перемычку на нефтепроводе «Дружба». По южному участку трубы Белоруссия сможет поставлять дизтопливо на Украину без получения на это лицензии у России, говорит он.
«Транснефть» могла бы оспорить повышение фискальной нагрузки в суде, считает управляющий партнер Zharov Group Евгений Жаров. В то же время он признает, что вряд ли аргументы компании будут там услышаны белорусскими судами.
Ранее «Рамблер» сообщал, что экспорт нефти из РФ в 2020 году в дальнее зарубежье трубопроводным транспортом сократился до минимума за 16 лет из-за сделки по сокращению добычи нефти ОПЕК+ и снижения спроса на сырье на фоне пандемии коронавируса.