Для крымских инвесторов придумали «шапку-невидимку»
По просьбе региональных властей Минэкономразвития РФ придумало для работающих в Крыму инвесторов «шапку-невидимку». Разработанный в ведомстве законопроект об особом правовом режиме на территориях Республики Крым и Севастополя должен будет «спрятать» его участников от международных санкций.
Когда открытость — недостаток
Главная «фишка» нового законопроекта — закрыть информацию об инвесторе. На территории всего полуострова, — то есть это касается и Севастополя, — планируют создать особые административные районы, участники которых будут пользоваться режимом конфиденциальности. Сведения о них не будут отражаться ни в каких открытых реестрах, включая Единый государственный реестр юридических лиц и Единый государственный реестр недвижимости. Тогда наши «западные партнёры» с помощью своих украинских друзей не смогут отследить работающих в «аннексированном Крыму» инвесторов и ввести против них санкции.
Ещё в 2015 году для ускорения развития Крыма на полуострове создали свободную экономическую зону, предоставив её участникам существенные льготы. Например, сниженные ставки налога на прибыль — в федеральный бюджет 0 процентов на 10 лет, а в бюджет Крыма — от 6 до 13,5 процента в зависимости от отрасли. Есть и освобождение от уплаты налога на имущество организаций на 10 лет, земельного налога на три года, ускоренная амортизация собственных основных средств, снижение страховых платежей.
Это принесло определённые результаты. Участниками СЭЗ в Крыму и Севастополе стали 1660 компаний и индивидуальных предпринимателей, а объём инвестиций достиг 157 миллиардов рублей. Но в то же время выяснилось, что все эти льготы не способны привлечь на полуостров по-настоящему большие российские компании.
Главным недостатком СЭЗ стала открытость информации о её участниках и, следовательно, их уязвимость для международных санкций. Так под удар попали, например, финансовый холдинг «Капиталъ», крымский банк РНКБ, железнодорожный оператор «Гранд Сервис Экспресс», «Мостотрест» и другие компании, задействованные в строительстве Керченского моста, судостроительный завод «Залив». При этом, вводя санкции, наши «западные партнёры» опирались и опираются в основном на сведения из российских государственных реестров и информацию в СМИ.
Проходной барьер — 150 миллионов рублей
Для крупных игроков ущерб от санкций оказывается намного выше, чем льготы и преференции, которые даёт им свободная экономическая зона, поэтому они не рискуют заходить в Крым.
«Для потенциальных инвесторов то обстоятельство, что информация о резидентах СЭЗ в Крыму и их деятельности является открытой и находится в свободном доступе, служит сдерживающим фактором, — подтвердил «Парламентской газете» депутат Госдумы от Крыма Константин Бахарев. — В особенности это касается тех предпринимателей, которые имеют зарубежных партнёров и внешнеторговые контракты. Для них введение санкций может стать очень болезненным».
Считая санкции незаконными, пояснил парламентарий, нужно понимать, что нужно противопоставлять санкционной политике и санкционному давлению свои механизмы. То есть защищать инвесторов, которые помогают развивать экономику Крыма.
Законопроект об особых административных районах дополняет уже существующие преференции свободной экономической зоны. Глава Крыма Сергей Аксёнов разъяснил «Парламентской газете» ключевые условия для «вхождения в проект». По его словам, участником особого административного района сможет быть новое или уже действующее юридическое лицо, реализующее инвестиционный проект на территории Республики Крым и города федерального значения Севастополь, а акционерами или учредителями могут являться как резиденты Российской Федерации, так и нерезиденты.
«При этом инвестиции должны осуществляться только в форме капитальных вложений на территории полуострова и в размере не менее 150 миллионов рублей, а реализуемые проекты должны быть связаны с развитием действующих и созданием новых производств и инфраструктурных объектов, развитием санаторно-курортной и туристской отрасли», — сказал Аксёнов.
Сенатор от Крыма Ольга Ковитиди считает такие условия вполне приемлемыми. «150 миллионов суммарных капиталовложений — это не такая большая сумма, если говорить, например, о развитии гостиничного бизнеса или санаторно-курортной сферы», — сказала она.
Риски и выгоды: что перевесит?
«Скрытая информация в особых административных районах на полуострове теоретически должна стимулировать потенциальных крупных игроков из материковой России», — сказал «Парламентской газете» директор Института экономики и управления Крымского федерального университета, профессор Виктор Реутов.
В то же время, по его оценке, «те, у кого Крым вызывал хоть какой-то интерес, кто хотел и хочет работать в Крыму, уже давно здесь. Многие крупные российские компании зашли в Крым через свои аффилированные структуры, что позволило им уже сейчас уйти от прямых санкций».
По мнению Реутова, решение о особых административных районах будет скорее дублировать уже имеющиеся на полуострове позиции и помогать инвесторам, которые уже присутствуют в Крыму. «А очень крупным российским компаниям заходить в Крым попросту не интересно, для кого-то — из-за низкого потребительского спроса, для кого-то из-за небольшой, по их меркам, ёмкости рынка. Не стоит забывать и о соотношении риск-выгода, что может сыграть при работе в Крыму не в их пользу», — полагает экономист.
Среди потенциальных проблем Реутов также назвал возможное использование новой инициативы так называемыми псевдоинвесторами. Предложенная проектом анонимность, скорее всего, также будет буксовать, опасается эксперт, ведь компания не сможет скрывать адрес своего головного офиса в Крыму — придётся публично заявить о себе, наладить контакты с другими бизнес-игроками. Так или иначе это может привести к нежелательным для неё репутационным рискам.
В то же время Ольга Ковитиди уверена, что законопроект предусматривает достаточные механизмы для обеспечения конфиденциальности. Реестр будет вести уполномоченный федеральный орган, а сведения о государственной регистрации права собственности предоставят только ограниченному кругу субъектов.
Крымский опыт для всех
В любом случае, все эти проблемы можно решить при работе над законопроектом в Государственной Думе. Пока же, находясь под жёсткими международными санкциями, Крым сегодня развивается прежде всего за счёт государственных средств, но очень заинтересован в привлечении и частных инвестиций. Если новый законопроект действительно позволит надёжно спрятать информацию об инвесторах, это может дать заметный толчок росту частных инвестиций в регион.
Больше того, в перспективе этот опыт может пригодиться и другим субъектам Федерации. Как отметил председатель Государственного совета Крыма Владимир Константинов, полуостров может стать своеобразной экспериментальной площадкой, после опробования на которой нормы нового закона можно будет применить и в других регионах, чтобы стимулировать там инвестиционную активность. Ведь, во-первых, Россия в целом тоже находится под санкциями, пусть и не такими жёсткими, как в отношении Крыма, а во-вторых, конфиденциальность привлекательна для инвесторов в принципе.