Войти в почту

В России начинается маркировка молочки. Производители предупреждают о затратах и сбоях

В России с 20 января начинается маркировка молочной продукции — пока в добровольном режиме. Опрошенные Business FM производители говорят о больших затратах и возможных сбоях новой системы.

В России начинается маркировка молочки. Производители предупреждают о затратах и сбоях
© BFM.RU

Для небольших хозяйств есть угроза разорения, а для потребителей — подорожания молочных продуктов на 3-4%, поскольку одна автоматизированная линия обходится в крупную сумму в валюте, говорит основатель и глава группы компаний «Кабош» Дмитрий Матвеев. Хотя его компании против введения такой системы, они участвуют в добровольном эксперименте, чтобы иметь возможность диалога с властями. Правда, пока власти не слышат, резюмирует Матвеев.

Дмитрий Матвеев основатель и глава группы компаний «Кабош» «Для маркировки в том виде, в котором она предполагается, будет необходимо очень большое количество инвестиций. Чтобы вы понимали, уровень инвестиций на одну производственную линию нужен будет от 100 тысяч до 250 тысяч евро. А если таких линий девять? Это первое. Второе: я вообще не понимаю, почему мы должны платить 50 копеек за маркировку, за то, что выдает компьютер. Я понимаю, когда вы продаете обувь или одежду, которая стоит 500 рублей, эти 50 копеек вообще не заметны. Но когда вы занимаетесь производством молочной продукции, 50 копеек становятся очень значимой вещью. Компании сейчас начнут платить сумасшедшие деньги, помимо того что им нужно внедрить оборудование, они еще будут платить за сам знак. И самое главное, что неминуемо будет повышение цены. Правительство будет цены сдерживать, это все можно пытаться сделать. Но у нас импортная составляющая до 70%: возьмите технику, удобрения — все к валюте привязано. Возьмите ингредиенты, закваски, ферменты — все это мы импортное покупаем».

Один из основателей молочного производства «Братья Чебурашкины. Семейная ферма» Владислав Чебурашкин оценивает затраты на маркировку в 10-12 млн рублей. В ближайшее время он будет заключать договоры на осеннюю поставку соответствующего оборудования. И хотя безопасность продуктов питания важна, из-за сбоев в системе «Честный знак» возможны проблемы в производстве и поставках продукции, как это уже было на рынке лекарств, говорит Владислав Чебурашкин.

— На нашем примере мы оцениваем дополнительные затраты на маркировку в 10-12 млн рублей. Для нас это существенно в дополнение ко всему. Прослеживаемость должна быть, но не хотелось бы, чтобы это повлекло за собой проблемы в производстве и в поставках продукции, а это может произойти. Мы понимаем, что это происходило и раньше в ветсертификации, и опасаемся повтора таких вещей в более серьезных масштабах.

— Может ли получиться так, что небольшие хозяйства не потянут и уйдут с рынка?

— Любые изменения в оборудовании могут быть тяжелыми для небольших производителей, затратными и тяжело имплементируемыми. Уйдут они с рынка по этой причине или нет, я не знаю, но учитывая, что сейчас время сложное и вообще рынок серьезно изменился — и преференции покупателей, и модель потребления меняется, и добавляется к этому еще и маркировка, я думаю, что для некоторых производителей это станет тяжелым временем и кто-то уйдет с рынка, но думаю, что таких производителей будет не очень много. Вопрос, будет ли оборудование доступно в момент, когда уже все запустится. Мы надеемся, что будет, но никто не знает, как поведет себя рынок. Надеемся, что дефицита оборудования на рынке не произойдет.

Обязательное требование маркировки сыров и мороженого вступит в силу с 1 июня, с сентября — молочной продукции со сроком годности более 40 суток, а с 1 декабря обязательно нужно будет маркировать молочку со сроком годности менее 40 суток.