Эксперты оценили первые итоги внесудебного банкротства граждан
Эксперты проекта Общероссийского народного фронта «За права заемщиков» представили результаты мониторинга правоприменения внесудебной процедуры банкротства, рассказали о взаимодействии с МФЦ и предложили корректировки по совершенствованию процедуры в законодательстве. Руководитель проекта ОНФ «За права заемщиков» Евгения Лазарева отметила, что Народный фронт занимается правовыми вопросами банкротства граждан с 2014 г., а возможность внесудебной процедуры появилась с 1 сентября этого года. Проект ОНФ стал взаимодействовать с МФЦ, консультируя и обучая их сотрудников, а не только оказывать правовую и информационную поддержку гражданам. «Пока принимается лишь 25–30 процентов заявлений граждан, поскольку они еще не разобрались в процедуре и не знают, подходят ли их случаи под установленные законом критерии. Главное условие – это хотя бы одно завершенное исполнительное производство по взысканию долга, однако нужно помнить, что кредитор не обязан подавать в суд, а исполнительное производство может растянуться на годы вместо отведенных на это двух месяцев. Тем не менее процедура внесудебного банкротства является безопасным выходом в правовом поле для людей, лишившихся дохода. Такой возможностью потенциально, если в будущем будет учитываться в качестве критерия крайне низкий уровень дохода, могут воспользоваться до трех миллионов граждан», – считает Евгения Лазарева. Она полагает, что необходимо расширить возможность прохождения такой процедуры для тех, кто после долговых списаний вынужден жить на средства ниже уровня прожиточного минимума и не имеет возможности оплатить долги. «Необходимы изменения по упрощению входа в процедуру для тех, кто находится в крайне тяжелых условиях. Кроме того, хотя МФЦ и справляются с возложенной на них задачей, надо при помощи цифровизации технически упростить сам процесс и сделать автоматическим обмен между соответствующими базами данными», – добавила руководитель проекта ОНФ «За права заемщиков». Эксперт проекта ОНФ «За права заемщиков» Михаил Алексеев рассказал, что внесудебное упрощенное банкротство позволяет людям, находящимся за чертой бедности или близко к ней и имеющим долги, не превышающие 500 тыс. руб., исключить расходы на оформление и юридическую помощь, которые требуются при судебном банкротстве. «Народный фронт заключил соглашение с системой МФЦ о взаимодействии, мы получили более тысячи обращений от сотрудников, в основном они касаются консультирования по правоприменительной практике. Проект «За права заемщиков» проводил обучение сотрудников МФЦ по процедуре внесудебного банкротства. Мы разработали информационные материалы, которые представлены в МФЦ», – сообщил Михаил Алексеев. Он обратил внимание на проблемы, связанные с процедурой: это большая нагрузка на МФЦ, недостаточность доступности процедуры для тех, кто в ней нуждается и находится в сложной финансовой ситуации, а также проблема затягивания сроков окончания исполнительного производства по долгам. Председатель совета СРО «МиР», президент СРО «Национальная ассоциация профессиональных коллекторских агентств» (НАПКА) Эльман Мехтиев указал, что избежать ошибок при проведении процедуры, при подаче заявления, его обработке, упростить и убыстрить процесс поможет проведение внесудебного банкротства не через систему МФЦ, а через автоматическую обработку заявления через портал государственных услуг. «Сокращение «ручного» фактора как на стороне заявителя, так и на стороне принимающих заявления снизит не только количество отвергнутых запросов, но и расходы федерального бюджета. А при должной постановке проактивного целевого информирования увеличит и количество «правильных» заявлений», – подчеркнул он. Мехтиев добавил, что в «ручном» режиме ошибки возникают из-за человеческого фактора: заемщик может забыть о некоторых своих кредитах, а ручной поиск по базам может привести к техническим ошибкам. Поэтому необходимо провести цифровизацию этой услуги и сделать ее автоматической через «Госуслуги». Для повышения мотивации заемщиков к ответственному поведению Мехтиев предложил составлять для них общий кредитный рейтинг, о состоянии которого заемщик мог бы узнавать бесплатно раз в месяц по телефону. Генеральный директор НАФИ Гузелия Имаева представила результаты исследований о кредитной нагрузке россиян и их отношении к возврату долгов и банкротству. По оценкам НАФИ, около 1,8 млн заемщиков сейчас находятся в зоне риска, 28% россиян выплачивают кредит. Заемщики есть во всех социальных группах, больше всего их в группе 30–45 лет, то есть в активном трудоспособном возрасте человека. Однако они оказались уязвимыми из-за экономических последствий пандемии из-за потери работы или дохода от бизнеса. 60% заемщиков имеют долговую нагрузку не более 20% от дохода, 34% – нагрузку от 20 до 50% дохода и 6% – отдают на кредиты более половины дохода. При этом институциональные формы решения проблем задолженности набирают популярность. Если в 2018 г. в случае невозможности платить по долгам обращались за поддержкой к родственникам 51% россиян, то в этом году к такой возможности обращаются лишь 43%. Уровень лояльности у заемщиков к банкам значительно ниже, чем у вкладчиков и пользователей дебетовых карт. 53% россиян считают, что любые долги надо отдавать, 33% – могут отказать в выплате долгов банкам, но не знакомым и родственникам, 2% – могут отказать в возврате долга знакомым и родственникам, но не банкам. «Мы видим, что сегодня банкротство воспринимается россиянами скорее нейтрально, нет барьеров для того, чтобы люди активно пользовались этим инструментом в сложных жизненных обстоятельствах. Как говорится, от тюрьмы и от сумы не зарекайся: у людей нет предубеждений против банкротства, они понимают, что это может случиться с каждым», – сказала Гузелия Имаева. Она указала на пока еще низкий уровень финансовой грамотности населения. Так, 48% заемщиков даже не сравнивают условия по кредитам в банках, а каждый пятый даже не читает кредитный договор. Большинство россиян пользуются электронными государственными сервисами (79%), лишь 21% – никогда не пользовались, при этом 31% – имеют недостаточно цифровых навыков для полноценного пользования электронными услугами. В связи с этим необходимо проводить соответствующее информирование населения. Редакция Ушайка.Ру