"Брусника" с пальцем
17 декабря Свердловское Управление ФАС приступило к рассмотрению жалобы ИА "Уралинформбюро" в связи с прокатом рекламного ролика девелопера "Брусника". Эта тюменская компания несколько лет назад начала возводить дома в Екатеринбурге, а сейчас ее штаб-квартира находится в уральской столице.
"Бруснике" прежде доводилось ходить в суды и отвечать перед владельцами не вовремя сданных квартир. В целом же компания не выделяется среди екатеринбургских девелоперов – не тот размах, короткая история на местном рынке.
Осенью 2020 года "Брусника" обратила на себя внимание. Многих, как минимум, удивил их ролик в интернете, несовершеннолетняя (!) героиня которого переезжает из старой пятиэтажки в некую новую реальность. В старом дворе остаются подружки, а на прощанье девочка показывает пальцем жест, который неприлично показать своим родителям или, скажем, президенту РФ.
Не будем пересказывать многостраничную жалобу "Уралинформбюро" в ФАС. Если кратко, мы считаем такую рекламу недопустимой для публичного размещения. Это неприлично, это - хамская реклама.
Свердловским УФАС России также "усматриваются в рекламе непристойные и оскорбительные образы, и в целом рекламный ролик может формировать негативное отношение к лицам, проживающим в домах старой застройки, а также сформировать комплекс неполноценности у несовершеннолетних, проживающих в таких домах".
В самой "Бруснике" так не считают. Как было заявлено на заседании 17 декабря, лишь один из опрошенных сотрудников компании близок к мнению "Уралинформбюро". Можно тогда сразу посоветовать гендиректору "Брусники" Сергею Антонову сделать большие рекламные постеры с этим "пальцем" и развесить по офису. Непременно, они должны находиться в отделе продаж, чтобы приводить клиентов "Брусники" в духоподъемное настроение.
Сергей Антонов. Фото: ekburg.ru
Вопрос к "Бруснике" простой – для чего вы заказали такой ролик? Производитель – РА "Восход" не мог бы снять и смонтировать то, что не согласовал заказчик.
Представители "Брусники", "путаясь в показаниях", так и не смогли однозначно сформировать мнение – что это за ролик? Реклама их компании, социальная реклама? Они утверждают: "Мы обращаем внимание властей, что следует регулировать данную область, как застройщикам вводить в эксплуатацию дома. Наш посыл был именно об этом – обратить внимание на проблему пребывания детей на улице".
Видимо, на этой самой улице, во дворах "хрущевок" дети и учатся жесту "с пальцем". Он, по мнению девелопера, означает "неприятие происходящего". И тогда, продолжая полет такой мысли, надо переезжать во дворы, которые обустраивает "Брусника" - ролик же так и называется "Потому что "Брусника". И, да, действительно – застройщик обустраивает дворы своих жилых комплексов, огораживая их по периметру - вход только для своих.
Можно было бы, к примеру, снять уютный дворик их ЖК "Кандинский", с крыши которого вороны не так давно воровали гальку и скидывали на машины дипломатов из соседнего комплекса консульств. Было бы забавно.
Но кого он привлечет? Разве мэр Екатеринбурга Александр Высокинский, посмотрев на "пресный" ролик, стукнет по столу со словами "Так жить нельзя"? А вот, посмотрев ролик "с пальцем", он обязан это сделать. Наверное, так рассуждают в "Бруснике".
"Вы готовы подойти к полицейскому и показать этот жест?" - спросил "брусничных" председатель комиссии ФАС. В ответ начались рассуждения о том, что в азиатских странах это, вообще, положительный жест. И, все же, российский полицейский ему удивится.
А вот папа девочки в ролике счастлив от ее поведения. Да и в самой "Бруснике" тоже счастливы. Правда, в телевизионной версии ролика спорный жест вырезали. Якобы, чтобы сократить хронометраж и уменьшить цену размещения. Девелопер требует привлечь экспертов для оценки уровня "приличности".
"Оценка неэтичной рекламы не требует привлечения экспертов, ведь она непосредственно связана с уровнем культуры общества и осуществляется с позиции обычного потребителя, не обладающего специальными знаниями, что также подтверждается и постановлением Пленума ВАС РФ", - пояснил в ответ заместитель руководителя Свердловского УФАС Сергей Волков, являющийся председателем комиссии.
Позиция застройщика: это – произведение искусства, которое оплатила "Брусника", поэтому в ролике 1,5 секунды посвящено девелоперу. И что уж тут спорить об искусстве? Одним нравится, другие негодуют. Да и, вообще, ролик в категории "18 +" - дети (якобы) не увидят.
Фото: ютуб-канал "Брусника"
А зачем тогда его было заносить в эту категорию, если ничего "взрослого" в ролике нет? Этот вопрос обязательно возникнет на следующем январском заседании комиссии ФАС. Во всяком случае, "Уралинформбюро" его задаст представителям "Брусники" и "Восхода". Мы, конечно, не полицейские, а журналисты, но тоже удивились, когда увидели "палец" с подписью "Потому что "Брусника". И не просто удивились.
"Стоит отметить, что распространение в сети "Интернет" информации, выражающей в неприличной форме, которая оскорбляет человеческое достоинство и общественную нравственность, может быть квалифицировано по ч. 3 ст. 20.1 КоАП РФ как мелкое хулиганство", - подчеркивают в антимонопольном ведомстве.
Вадим ДЫНИН