Талия Минуллина о сложностях ГЧП-проектов: "А кто гарантии дает?"
АИР провел форум ГЧП-проектов в Казани
"Игра, в которой нельзя проиграть, если знать правила": государственно-частное партнерство (ГЧП) может стать в Татарстане одним из ключевых механизмов реализации социальных проектов в здравоохранении, спорте и ЖКХ, если будут твердые госгарантии возврата выручки. Глава АИР Талия Минуллина рассказала, какая "тройка лошадей" может вывести внебюджетные инвестиции в социальную сферу
Играть по правилам
Особенности внедрения ГЧП-проектов в российских регионах и инструменты минимизации бюджетных рисков при заключении подобной контрактов явились главной темой отраслевого онлайн-форума ГЧП, открывшего сегодня на электронной площадке Агентства инвестиционного развития Татарстана. Он проходит в четвертый раз, но актуальность нынешнего отличается тем, что в условиях пандемии COVID-19 проблема привлечения в экономику регионов частных инвестиций на условиях ГЧП выходит на первый план, однако инвесторам важно обозначить четкие правила. Именно по этой причине пленарное заседание проходило под таким "говорящим" названием — "Игра, в которой нельзя проиграть, если знать правила".
Как отметила глава АИР Талия Минуллина, сферы применения проектов, реализуемых на основе механизма ГЧП, могут стать больше и охватывать не только здравоохранение, спорт, ЖКХ — если государство обеспечит твердые гарантии возврата выручки.
К трансляции подключились множество участников из разных регионов страны и стран СНГ. С приветственной речью к ним выступил премьер-министр РТ Алексей Песошин. Он отметил, что в Татарстане действует немало механизмов государственной поддержки В ней он отметил, что Татарстане действует немало форм государственной поддержки инвесторов, включая всевозможные налоговые режимы. Уполномоченным органом по развитию ГЧП проектов в Татарстане является АИР, подчеркнул он.
Кроме того, в пленарной дискуссии приняли участие представители федеральных органов власти и федеральных фондов. Так, выступила Ольга Сердюк, заместитель генерального директора, председателя правления государственной корпорации — Фонда содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства, и Азат Кадыров, первый заместитель министра спорта Российской Федерации. По общему признанию участников форума, пандемия COVID-19, с одной стороны, привела к новым трудностям, но с другой открыла возможности для облегчения процедуру выбора проектов, где бизнес сможет стать партнером государства в социальной сфере.
ГЧП- вызовы: почему его механизмы работают не везде
Исполнительный директор АНО "Национальный Центр ГЧП" Максим Ткаченко обобщил практику реализации ГЧП-проектов в стране. По его словам, на федеральном уровне реализуется 439 проектов на общую сумму в 1537 млрд рублей, на региональном — 30 проектов на 1249 млрд рублей, на муниципальном — 3038 на 562 млрд рублей. При этом на каждый федеральный рубль пришлось 1,15 рублей частных инвестиций, на региональном — 1,35 рублей, а больше всего — на муниципальном уровне — 1,86 рублей. Однако пандемия повлияла на снижение концессионных соглашений в ЖКХ, указал он.
При этом в транспортной сфере их меньше всего, так как инструменты поддержки "не закреплены". Причиной тому — непредсказуемая политика Минфина, который сегодня не может гарантировать возврат инвестиций. По его мнению, из-за отсутствия единой государственной политики регионы сами выбирают, быть или нет быть ГЧП. Он привел слайды из которых было видно, кто активно продвигает инициативы ГЧП. Среди них оказались Самарская область и Башкортостан. Слабее эти механизмы работают в Нижегородской области, Татарстане, Ульяновске.
Глава АИР Талия Минуллина объяснила, почему механизмы ГЧП не работают везде одинаково. Он указала, что регионы в отличие от федерального центра априори не могут давать долгосрочные гарантии по возврату выручки инвесторам в перспективе 10 лет.
Как может регион дать гарантию возврата на 10 лет
"Вот мы практически на 20 минут позднее сегодня начали наш форум, — вдруг напомнила об опоздании с открытием форума. — Это очень символично с точки зрения развития частно-государственного партнерства в Российской Федерации. Потому что у нас вроде бы все есть, вроде бы и люди пришли, и законы готовы, и идеи какие-то есть. А по факту это ГЧП практически не работает в нашей стране. Я думаю, что есть ряд проблем, которые сдерживают это развитие, причем на всех уровнях", — ответила она, добавив, что система государственная поддержка инвесторов в Татарстане работает "более чем хорошо".
"С точки зрения частного бизнеса понятно, хорошо, когда у тебя есть гарантии по возмещению. С точки зрения банков тоже понятно, что у тебя есть гарантии по возмещению. А кто эти гарантии дает? Их дает на сегодняшний день субъект, даже если идет какой-то капитальный грант со стороны федерации. <…> Как регион-донор Татарстан предпочитает большую часть проектов, необходимых для республики, осуществлять за бюджетные инвестиции. Поэтому сегодня публичной инициативы пока у нас в Татарстане нет, но есть частная инициатива", — подчеркнула глава АИР РТ.
"Пока получается, что здесь субъект РФ берет на себя долгосрочные гарантии и мы больше видим рисков в этой схеме, чем пользы от этого механизма", — добавила спикер. По ее словам, регион формирует бюджет на год, поэтому заглянуть на 10 лет вперед сложно.
Талия Минуллина назвала "тройку лошадей", которые могут вывести ГЧП-проекты на ровную дорогу. Во-первых, это через механизм погашения госдолга. Во-вторых, через рейтинг АСИ, который интегрирует в себе эти проекты. И в третьих, через частную инициативу. По ее словам, наиболее удачно продвигаются проекты в здравоохранении, потому что возврат средств идет через фонд ОМС.
Как "женили" ГЧП-проект в Челнах
Несмотря на бюджетные риски, в Татарстане немало реализованных проектов ГЧП, но в каждом из них индивидуальные условия (возврата инвестиций) инвесторам, продолжил тему министр спорта Татарстана Владимир Леонов. В качестве удачного примера он привел схему ГЧП-проекта по строительству фитнес-центра в Набережных Челнах, которая реализована компанией "Аква-регион" челнинского застройщика Вайнера.
— Мы собрали схему. В ней было много нюансов и сложностей, как "поженить", — рассказал он.
Общая стоимость проекта составила 400 млн рублей. Власти Челнов выделили на льготных условиях земельный участок под строительство, Татарстан выделило 50 млн рублей из бюджета, но на условиях 58% софинансирования с федеральным. Взамен муниципальные власти получили возможность на 4 млн рублей в год оказывать услуги нуждающимся жителям города на базе этого комплекса. В заключении Владимир Леонов сообщил, что общего правила по участию РТ в ГЧП-проектах нет, потому что это всегда переговорная позиция.