Время вызывать атомного Кракена, или зачем «Росатому» порт Владивостока

«Росатом» закрепляется в Приморье не мытьем, так катаньем. Не успели утихнуть слухи о строительстве полигона ядерных отходов в Фокино, как корпорация зашла в ВМТП, сообщает ИА DEITA.RU. Региональный центр по обращению с ядерными отходами строится в бухте Сысоева недалеко от Фокино. Впервые общественность порадовали информацией о планах «Росатома» и местных властей в начале 2019 года. Тендер на строительство центра хранения радиоактивных отходов в ЗАТО Фокино на сумму 589 миллионов рублей выиграл Федеральный центр науки и высоких технологий АО «Элерон» из Москвы. При этом хранилище опасных отходов на территории уже имеется и давно – не один десяток лет на мощностях близлежащего судоремонтного завода разделывали атомные подводные лодки Тихоокеанского флота. Именно там, неподалеку от места строительства, в бухте Чажма, в 1985 году произошла авария на такой субмарине. Погибли 11 человек, значительная территория оказалась заражена, по советским традициям инцидент предпочли не предавать широкой огласке, а соцсетей тогда не было... Вот тут-то и будет построен новый центр. Доктор биологических наук Владимир Раков считает, что любой подобный полигон вообще недопустим в нашем регионе, но у властей и «Росатома» были другие планы. В 2019 году ряд экспертов, глубоко покопавшись в межгосударственных договорах и соглашениях российского «Росатома» с иностранными партнерами, начали говорить о том, что российские атомщики фактически и, очевидно, юридически смогут принимать в Приморье на новом полигоне ядерные отходы из других стран, в том числе и Японии, где произошла крупная авария на АЭС Фукусима. Тогда по краю прокатились стихийные митинги, и властям пришлось отступить. На пике событий полпред президента в ДФО Юрий Трутнев заявил, что никакого центра в Приморье построено не будет - ибо «так решили люди». При этом чиновник не без иронии заметил, что мол, не хотят люди чтобы в регион пришли большие деньги и новые рабочие места - значит так тому и быть. Однако история на этом не закончилась. Проект не закрыт, и согласно документации, к ноябрю 2020-го подрядчик должен завершить финальные работы по озеленению и созданию инфраструктуры хранилища ядерных отходов. Вообще-то, ввоз ядерных отходов из-за рубежа в Россию запрещен, однако запрет не распространяется на отработанное ядерное топливо. Кроме того, Россия публично заявляла о готовности переработать дефектное ядерное топливо с японской АЭС Фукусима, авария на которой произошла в 2012 году. Меморандум о сотрудничестве между Россией и Японией был подписан 16 декабря 2016 года. Взволнованные приморцы провели серию митингов о недопустимости появления радиоактивных отходов с Фукусимы в регионе - и повестка вроде как сошла на нет.  Что еще важно - согласно закону, отработанное топливо в Россию может вернуться, но только с тех станций, которые были построены бывшим СССР или возведены после 1991 года. Япония и Фукусима к этим параметрам никак не подходят, ибо станция взводилась с помощью Соединенных штатов. Так что, по идее, японской отработки в России появиться не должно, однако отечественные госорганы и госкорпорации давно привыкли пользоваться не столько законами, сколько собственными внутренними регламентами и специальными подзаконными актами. В целом, нынешняя ситуация с фокинским могильником запутана, но зато с другой инициативой «Росатома» - вполне конкретна. Госкорпорация, точнее некая компания, входящая в состав холдинга, получила управление над Владивостокским морским торговым портом. Сообщается, что «Росатом» планирует использовать порт в целях развития Северного морского пути. На Дальнем Востоке не так много действующих площадок, имеющих все необходимое для обеспечения работы маршрута, и порт Владивостока – одна из них. Понятно, что Владивосток – ключевая точка маршрута Севморпути, его начало и конец, единственный крупный российский тихоокеанский порт, к которому подходит железная дорога.  Однако даже в этой связи информация о «пришествии» «Росатома» в ВМТП для нужд Севморпути кажется странной – какие у атомщиков интересы на Севере, кроме дышащей на ладан Билибинской АЭС на Чукотке. Тем более что проекты для которых создавалась АЭС за Полярным кругом, остались глубоко в советском прошлом. Так зачем же порт Владивостока «Росатому»? Приходя в порт Владивостока, «Росатом» получает крупный дальневосточный форпост, который не утонет, не зачахнет, не будет пущен с молотка и не испортит здоровый сон первых лиц госкорпорации. Хорошо ли это? Для работников предприятия это однозначно подразумевает гарантированное исполнение соцобязательств и стабильной выплаты зарплат (даже с возможным ростом) на долгие годы. Крики об очередной «московской экспансии» тут явно несостоятельны – порт и так принадлежал, да и остается в собственности федеральной коммерческой структуры. Безусловно, между ведением бизнеса местными дельцами и государственными структурами есть одна существенная разница. Если региональный бизнес разорится - то он разорится. В то же время, для любого руководителя госкорпорации как белый день ясно, что как только дела у компании полетят в пропасть, из госбюджета срочно потекут спасительные инвестиции. Беспроигрышный маневр. Даст ли «Росатом» порту поток грузов новой номенклатуры? Вполне вероятно, при этом это не обязательно будут отходы атомной энергетики, порт вполне сможет перерабатывать транзитное ядерное топливо, идущее, например, из Республики Корея в Турцию или другие страны, где работают атомщики из Азии и США, что, кстати уже время от времени делается. А вот станет ли такой поворот событий очередной точкой приложения усилий для «съевших собаку» на протестах приморских экологических активистов – большой вопрос.

Время вызывать атомного Кракена, или зачем «Росатому» порт Владивостока
© Deita.ru