Войти в почту

Становятся известны подробности отставок и назначений в правительстве Мишустина

Премьер-министр Михаил Мишустин несколько дней подряд проводил перетряски в правительстве. Покинули посты сразу три министра, которые считались креатурами бывшего председателя кабмина Дмитрия Медведева: министр природных ресурсов и экологии Дмитрий Кобылкин, министр транспорта Евгений Дитрих и министр строительства и ЖКХ Владимир Якушев.

Становятся известны подробности отставок и назначений в правительстве Мишустина
© Свободная пресса

О стремительности принятия решений говорит следующий факт: до сих пор неизвестно место работы отставников. Скажем, обсуждалось, что Кобылкин уйдет на работу в «Новатэк», креатурой владельца которого Леонида Михельсона долгое время и считался. Но версия с уходом в газовый бизнес оказалась несостоятельной: уже известно, что Кобылкина забирает в свою команду Дмитрий Медведев: экс-министр станет заместителем руководителя избирательного штаба «Единой России» на выборах в Госдуму.

Что касается Дитриха, то одним из возможных мест его новой работы называется должность губернатора Белгородской области, которая остается вакантной после того, как в сентябре пост покинул Евгений Савченко.

Министром энергетики вместо Александра Новака будет назначен генеральный директор компании «Русгидро» Николай Шульгинов. Как и для других назначенцев, для него можно назвать конкретного патрона – это глава «Роснефти» Игорь Сечин.

Однако даже при наличии такой фигуры, именно с Шульгиновым была самая длительная интрига: считалось, что якобы место министра может занять генеральный директор и председатель правления энергохолдинга «Интер РАО» Борис Ковальчук. Нет, не однофамилец, а сын Юрия Ковальчука, основного владельца банка «Россия».

Самая интересная рокировка произошла в министерстве транспорта, которое возглавил генеральный директор компании «Аэрофлот» Виталий Савельев. На его пост прочат человека абсолютно непубличного, нынешнего директора «Государственной транспортной лизинговой компании» Михаила Полубояринова. Но в последний момент одна из башен Кремля переиграла вопрос с назначенцем, которым стал сын Юрия Чиханчина, бессменно возглавлявшего более десяти лет Росфинмониторинг.

Впрочем, на фоне остальных правительственных перестановок едва ли не самой значимой оказалась иная, связанная с Федеральной антимонопольной службой. Пост руководителя ФАС покинул один из главных «долгожителей» федеральной политики Игорь Артемьев, который перешел на работу помощника председателя правительства. Нет абсолютно никаких сомнений в том, что для Артемьева, которого некогда прочили на пост вице-губернатора Санкт-Петербурга, это просто политическая ссылка.

О логике назначений «Свободная пресса» откровенно поговорила с нашим постоянным экспертом, старшим научным сотрудником Института экономической политики Сергеем Жаворонковым.

«СП»: – Кремль устами Дмитрия Пескова объяснил перестановки в кабинете «плановой рокировкой». Действительно, ли это так?

– Самое важное, конечно, в перестановках это то, какие группы влияния получили усиление, а какие, наоборот, ослабли. Ну, например, повышение Александра Новака, выходца из «Норильского никеля» до уровня вице-премьера не в полной мере можно назвать карьерным успехом, его команда не сохранили пост министра энергетики, на который назначен ставленник Бориса Ковальчука Шульгинов.

Ковальчук, при этом, выступает традиционным союзником Сечина, с которым у Новака было немало разногласий, в частности, по необходимости сделки ОПЕК+, которую глава «Роснефти» критиковал.

Что касается, скажем, Минстроя, то произошла замена одного представителя команды Сергея Собянина на другого.

Минвостокразвития вошел в сферу влияния «группы РПФИ» Кирилла Дмитриева и Катерины Тихоновой.

«СП»: – Весьма любопытно, а что же с «Аэрофлотом», назначенца на пост гендиректора которого искали так долго и мучительно?

– Дело в том, что «Аэрофлот» с его огромным бюджетом (выручка 677 млрд. рублей за 2019 год) важней самого Минтранса. И вопрос был в том, сохранит ли команда Германа Грефа, к которой принадлежал Савельев, контроль над «Аэрофлотом».

«СП»: – Много копий в экспертной среде было сломано относительно итогов работы Кобылкина на посту министра?

– Ушедший в отставку Кобылкин был выдвиженцем Геннадия Тимченко. У Минприроды две самые важные функции – это выдача лицензий на месторождения и переработка мусора. Как говорят, именно мусор, где Кобылкин противоречил то Сергею Чемезову, то Сергею Собянину, и стал для него основным негативным грузом.

Кобылкин, видимо, считал, что если он понимает, как устроена нефтянка и какие там интересы, то в остальном он может вести себя как угодно, но на мусорной теме сейчас тоже большие деньги поднимаются.

Кстати, лично для меня самым неожиданным назначением оказался Александр Козлов во главе Минприроды. Это совершенно не его тема ни по образованию, ни по карьерному опыту.

Козлов – ставленник губернатора Приморского края и рыбного олигарха Олега Кожемяко. Очень часто его ошибочно относят к назначенцам Юрий Трутнева, с которым, наоборот, у Кожемяко неприязненные отношения.

«СП»: – Ну и как не спросить про рокировки в руководстве ФАС, которые, похоже, оказались для экспертов менее ожидаемыми, чем смена министров.

– Артемьев входил в группу Игоря Сечина. Преемник Артемьева, бывший вице-губернатор Санкт-Петербурга Максим Шаскольский, из той же группы. Кстати, я в этой рокировке обратил бы внимание на то, что отставка Артемьева означает и его скорый уход с поста ответственного секретаря (то есть фактического руководителя) комиссии по иностранным инвестициям.