Новым владельцем концерна «Калашников» стал экс-замминистра транспорта

Бывший заместитель министра транспорта РФ Алан Лушников стал владельцем концерна «Калашников». В его распоряжение поступили 75% минус одна акция компании, сообщила пресс-служба «Калашникова».

Новым владельцем концерна «Калашников» стал экс-замминистра транспорта
© BFM.RU

До Лушникова основным владельцем концерна был Алексей Криворучко, занимающий пост замминистра обороны. В 2018 году он был вынужден выставить концерн на продажу, чтобы исключить свою аффилированность с предприятием, отметил источник «Коммерсанта».

Собеседники газеты оценили сделку в 1 млрд рублей, официально ее сумма не разглашается. Цена могла быть и ниже из-за высокой финансовой нагрузки концерна. Блокпакет акций — 25% плюс одна акция — по-прежнему принадлежит «Ростеху». Это позволит госкорпорации при необходимости наложить вето на решение нового владельца. В «Ростехе» заявили, что не планируют снижать свою долю, так как концерн является стратегическим активом.

Алан Лушников работал в Минтрансе с февраля 2017-го по сентябрь 2018 года. Он мог показаться «Калашникову» проверенным властями человеком с лицом частного инвестора, говорит президент Центра стратегических коммуникаций Дмитрий Абзалов.

— Все смотрят на внешний контур, все видят какого-нибудь Илона Маска, который занимается тоже госзаказом. У нас пошел тренд на то, чтобы привлекать туда частных инвесторов. Действующий собственник «Калашникова» является таким инвестором, который, с одной стороны, имеет определенную государственную позицию, проверен, понятно, что там не попытаются какому-нибудь Boeing что-нибудь продать. А с другой — имеет опыт управления активами именно с точки зрения частной составляющей. Я так понимаю, все рассчитывают на то, что его привлечение серьезно повысит экономические возможности. Наконец, федеральный центр уже устал нести определенные издержки, потому что Калашников накапливал задолженность, причем задолженность он накапливал в финансовых организациях, которые связаны с государством. Финансовое оздоровление — основная задача, которая сейчас стоит перед новым владельцем.

— Каково сейчас положение дел в концерне?

— Ситуация достаточно сложная. «Калашников» является монополистом на рынке стрелкового вооружения — более 90% российского рынка. Понятно, что значительная часть — это гособоронзаказ. В последнее время компания сделала несколько попыток уйти в высокотехнологичные сегменты, у них даже проект беспилотников есть. Но, как мы прекрасно понимаем, все R&D в оборонной cфере на фоне сложной экономической ситуации сейчас находятся под серьезным вопросом. Внешние поставки тоже серьезно осложнены тем, что соседние страны пытаются максимально сфокусироваться на социальном здравоохранении, за исключением Армении и Азербайджана. Финансовые возможности, та же самая EBITDA упала, она уже начала падать в прошлом году, но фактически в этом она очень серьезно обвалилась — более 5%.

В 2019 году Лушников совместно с партнером учредил УК «Перспектива», которая управляет активами в оборонно-промышленном комплексе, в том числе Липецким механическим заводом и НИИ стали.