Галочка на миллиард рублей. Суд рассмотрит иск к Сбербанку из-за нового логотипа
Логотип Сбербанка, или теперь по-новому просто «Сбера», представляет собой многоцветный круг с градиентом от синего до зеленого цвета. Справа круг разрывает зеленая галочка. Этот бренд банк представил 24 сентября как символ обновления всей компании, которая теперь позиционируется в качестве разветвленной экосистемы.
Онлайн-магазин брендовых вещей AllTime.ru работает уже 20 лет. Продает часы, ювелирные изделия и аксессуары: запонки, ремни, клатчи, портфели. Свой торговый знак в виде синего круга с галочкой сбоку компания зарегистрировала два года назад. После презентации нового образа Сбербанка онлайн-магазин расстроился. «Мы потеряли свою уникальность», — говорилось в заявлении компании. На полном серьезе интернет-магазин написал: «У клиентов может сложиться впечатление, что не Сбербанк воспользовался нашим товарным знаком, а мы — его».
Компания, считая, что ситуация с логотипом может принести «колоссальные убытки», обратилась в суд. Сумма требований — миллиард рублей. При этом «Сбер», по официальным данным, на ребрендинг потратил 2,5 млрд.
Решение суда может быть неожиданным, потому что к мнению экспертизы он может не прислушаться, говорит управляющий партнер московской коллегии адвокатов «Юрасов, Ларин и партнеры» Владимир Юрасов.
Владимир Юрасов управляющий партнер московской коллегии адвокатов «Юрасов, Ларин и партнеры» «Истец обязан приобщить доказательства, которые считает необходимыми. То есть в данной ситуации доказательством является сходство до степени смешения товарных знаков. Соответственно, он прилагает свою независимую экспертизу. Если суд посчитает нужным, он может назначить дополнительную экспертизу. При этом формально, по Арбитражному процессуальному кодексу и по моей адвокатской практике, суд не связан решением экспертизы. То есть может получиться так, что экспертизы будут говорить об одном, а суд вынесет иное решение».
В Сбербанке иск по поводу логотипа называют спекуляцией. Сказали, что были готовы к такому повороту и провели проверки в России и за рубежом. «Все наши бренды зарегистрированы в полном соответствии с российским законодательством и защищены законом», — говорится в комментарии банка.
В то же время товарные знаки «Сбера» и интернет-магазина действительно похожи, считает дизайнер, разработчик логотипов Сергей Бабин. Виной всему может быть современная тенденция к упрощению логотипов.
Сергей Бабин дизайнер, разработчик логотипов «Безусловно, они очень похожи друг на друга. Другое дело, что они относятся к разным сферам деятельности, а, с точки зрения законодательства, насколько я знаю, эта схожесть не будет играть роли. С точки зрения реализации у «Сбера» выглядит симпатичнее. С точки зрения уместности, наверное, часовой компании этот знак подходит больше. Поскольку сейчас все упрощается, все логотипы должны жить в маленьких размерах, чем проще, тем больше схожести одной компании с другой».
Судебный процесс по логотипу может быть выгоден обеим сторонам. Онлайн-магазин получит дополнительную рекламу, а для «Сбера» это еще одна возможность объяснить, что теперь он уже не только банк.