Войти в почту

Иностранные IT-гиганты не получат преимуществ на российском рынке

IT-индустрия поистине уникальна. За очень короткий срок она стала двигателем прогресса. Но из-за быстрого роста возникает одна важная проблема: законодательная база просто не успевает за ее развитием. Решать проблему неоднократно приходилось Федеральной антимонопольной службе. Как отметил директор института права и развития Высшей школы экономики Алексей Иванов, если бы не ФАС, то уже можно было бы навсегда потерять компанию «Яндекс». «В 2008 году ФАС не разрешила Rambler Media продать систему контекстной рекламы «Бегун» компании Google. Тогда расстановка сил была следующей: около 60 % только зарождающегося интернет-рынка принадлежало «Яндексу» и примерно по 20 % – Rambler и Google. Если бы в тот момент американской компании удалось завершить сделку, то «Яндекс» уже не смог бы удержать свои позиции», – добавил Иванов. В конечном итоге это привело бы к миллиардным потерям для бюджета страны. Поэтому и необходимо актуализировать антимонопольное законодательство. Появился «пятый антимонопольный пакет». Он нацелен на то, чтобы распространить антимонопольное регулирование на интернет-площадки: поисковики, онлайн-магазины и другие платформы. Эксперты отмечают, что делается это не для того, чтобы подавить иностранных IT-гигантов на российском рынке, а чтобы уравнять всех участников в правах. А это – вторая серьезная проблема отечественной IT-индустрии. Нашим компаниям на внутреннем рынке намного сложнее – они обязаны исполнять законы РФ. Они несут затраты, в том числе на налогообложение и хранение персональных данных пользователей из России. Некоторые иностранные компании просто не исполняют эти требования, а так как основным продуктом IT-гигантов являются сервисы, повлиять на них можно лишь косвенно. Ситуация с Telegram показала, что заблокировать тот или иной сервис не так уж и просто. Поэтому эксперты предлагают работать с такими серыми компаниями иначе. «Важно использовать метод кнута и пряника. Во-первых, необходимо упростить работу в части официальной регистрации IT-компаний, а во-вторых, следует обдумать формы налоговых льгот для компаний, которые захотят официально работать в России. Старые методы контроля вроде блокировок не действуют: сейчас каждый знает, что такое VPN. Только создание комфортных условий для бизнеса может повлиять на уровень роста нашей экономики», – отметил управляющий партнер ЭБР Александр Журавлев. Уже сейчас иностранные компании приносят в казну государства значительные суммы. За последние четыре года, как рассказал партнер организации «Эффективные бизнес ресурсы» Борис Едидин, официально зарегистрированные IT-компании заплатили налогов с выручки на сумму больше 60 млрд рублей. «Крупным мировым компаниям интересен наш рынок. Очередное доказательство этому – Netflix. Этой осенью сервис будет официально запущен на территории страны. Это происходит на фоне непростой геополитической ситуации. Да, нашим сервисам придется вступить в новый этап конкуренции за клиента, но у российских потоковых сервисов есть все шансы на конкуренцию», – подытожил Едидин. Эксперты в области IT-индустрии констатируют, что отечественный рынок высоких технологий по-настоящему окреп. Российский потребитель практически не зависит от иностранного ПО, так как имеются российские аналоги. И очевидно, что все IT-компании – и отечественные, и зарубежные – должны работать в едином правовом пространстве. Фото: ФедералПресс / Артем Тутов

Иностранные IT-гиганты не получат преимуществ на российском рынке
© РИА "ФедералПресс"