Les Echos (Франция): коррупционный скандал с АШАН в России
Московский корреспондент французской газеты провел свое расследование коррупционного скандала в российском подразделении АШАН. Это дело оказалось очень непростым. В итоге уволили почти все руководство «АШАН Россия». А юриста, нанятого самой компанией АШАН для расследования коррупции, жестоко избили.
Бенжамен Кенель (Benjamin Quénelle)
В пятницу французская сеть обнародует ежегодный отчет. Приносящий ей ощутимые убытки российский филиал столкнулся с коррупционным скандалом. Юрист, которому поручили навести порядок, был отстранен, а затем стал жертвой нападения.
Забывшая об успешных годах Россия не принесла хороших новостей АШАН в эту пятницу, когда холдинг семьи Мюллье публикует годовой финансовый отчет. В 2019 году российские магазины сети (некоторые из них были одними из самых рентабельных для нее) показали результаты в 14 миллионов евро убытков при обороте в 4,3 миллиарда евро без налогов и годовом спаде не менее 7%, говорит осведомленный источник. По его словам, «в Москве плохие показатели и волна увольнений вызывают панику».
Увольнения топ-менеджеров
Речь идет о четвертом подряд годе спада продаж. Через три месяца после назначения нового гендиректора по России выросло число увольнений экспатов, от ответственного по свежим продуктам до финансового аудитора. Всего это коснулось трех десятков человек, составлявших 80% топ-менеджмента. Такую реорганизацию провел в середине февраля президент АШАН Эдгар Бонт (Edgard Bonte).
Коррупционные сети
Занимающийся борьбой с коррупцией адвокат Алексей Жарков стал жертвой нападения и получил несколько ударов арматурой по голове. Он не сомневается, что целью преступников было его устранение, поскольку его работа «многих разоблачала». Он считает, что за происшествием стоит одна из пяти коррупционных сетей, которые ему удалось раскрыть.
«Я установил, что один из пяти крупных поставщиков колбасных изделий служит подставной фирмой для коррупционных схем», — подчеркивает он.
Следственный комитет Московской области начал расследование.
Тайна
После нападения и шести недель в больнице Алексей Жарков узнал в октябре, что с ним не стали продлевать договор. Что касается Франсуа Реми (François Rémy), который был гендиректором АШАН в России и получал результаты расследования Жаркова, его уволили.
«Меня задвинули, потому что мне удалось раскрыть тайну», — говорит адвокат.
Впоследствии он писал Эдгару Бонту и генеральному секретарю АШАН Пьеру Бушеншуцу (Pierre Buchsenschutz), который, видимо, потребовал от российского руководства уволить его, если верить внутренней переписке компании («Эко» удалось ознакомиться с ней).
Алексей Жарков, эксперт, который учился в Национальной школе администрации во Франции (он проходил там курс по борьбе с коррупцией), так и не получил ответа. По его словам, «от 80 до 100 миллионов евро, то есть 2-3% оборота в России каждый год выкачиваются по пяти коррупционным схемам, в частности это касается собственных брендов, свежих продуктов, фруктов и овощей, а также безопасности». Адвокат утверждает, что получил сведения от «десятков источников, некоторые из которых готовы дать показания».
Фальшивые тендеры
Механизмы выглядят следующим образом: «Ответственные за закупки реализуют эти коррупционные схемы через фальшивые тендеры, искусственное завышение цен, услуги за продвижение продукции и прочие нарушения в службе качества и финансовом контроле». Например, продукция собственных брендов: «100 из 450 поставщиков обеспечивают 80% продаж. Половина из них замешаны в коррупции».
Выяснив, что некоторые директора по закупкам сохраняют поставщиков с высокими ценами, он предложил диверсифицировать источники поставок, чтобы повысить конкуренцию и прозрачность. Предложение отклонили. Впоследствии отстраненные менеджеры начали говорить.
Россия — дойная корова АШАН
«С самого моего появления я столкнулся с коррупционной системой и преступной организацией, которую я должен был разрушить и на которую у меня есть досье», — недавно написал один из них руководству во Франции в письме, с которым удалось ознакомиться «Эко».
Его инициатива не повлекла за собой судебных разбирательств.
Кризис оказался очень глубоким еще и потому, что Россия долгое время была дойной коровой АШАН. Сегодня же коррупция ставит под угрозу финансовую жизнеспособность дочернего предприятия, которое уже пошатнулось из-за спада продаж.
«Я уверен, что в семьи Мюллье ко мне могут прислушаться», — считает адвокат.
Реакция руководства АШАН
В ответ на просьбу «Эко» прокомментировать собранную нашим корреспондентом в Москве информацию, АШАН ответил через генерального секретаря Пьера Бушеншуца:
«В конце 2018 года Эдгар Бонт был назначен президентом АШАН. Новому руководству холдинга быстро поступила информация о серьезных подозрениях в коррупции в нашем российском филиале. Оно призвало дирекцию „АШАН Россия" в срочном порядке проверить верность этих данных и при необходимости принять меры. Для этого была сформирована антикоррупционная группа. Кроме того, был заключен срочный трудовой договор с Алексеем Жарковым для проведения работы в продуктовой дирекции.
Параллельно с этим руководство холдинга провело ряд других расследований, которые показали, что новые действия в России недостаточно быстро приносят результаты. Оно осознавало трудность поставленной перед командой задачи, но решило в октябре 2019 года не продлевать срочный трудовой договор с господином Жарковым, приступить к отстранению и замене ряда менеджеров и снять с должности директора „АШАН Россия". Речь идет об управленческом решении, которое не имеет ничего общего с возможными значимыми разоблачениями.
Да, ряд моментов наводят нас на мысль, что АШАН мог столкнуться в России с коррупционными системами. Тем не менее на данном этапе у нас нет достаточных доказательств, которые позволили бы нам преследовать в суде физических лиц. Под началом новой дирекции „АШАН Россия" была сформирована новая команда экономической безопасности для продолжения следствия по фактам коррупции, жертвой которых мог стать АШАН.
Что касается нападения на господина Жаркова в августе прошлого года, у ведущей следствие по этому делу российской полиции нет в настоящий момент ничего, что могло бы указать на связь с его работой на АШАН или какой-то другой его личной деятельностью».