Войти в почту

Как тренды макроэкономики влияют на бизнес

Выстраивая долгосрочную стратегию, делайте акцент на краткосрочные вложения и стратегических инвесторов, ориентируйте бизнес на онлайн площадки и решения на основе искусственного интеллекта. В преддверие форума для управленцев Synergy Executive Forum, который пройдёт 3 июня в Vegas City Hall, эксперт по стратегическому планированию Демид Голиков рассказал, как действовать предпринимателям в сложившейся макроэкономической ситуации.

Как тренды макроэкономики влияют на бизнес
© Рамблер

Основная концепция форума – дать слушателям знания, основанные на опыте ведущих экспертов, по пяти основным драйверам роста в бизнесе: управление, продажи, издержки, технологии и команда.

В качестве спикеров на Synergy Executive Forum выступят: Андрей Кришнев, генеральный директор Nike в России; Джеймс Дуайер, генеральный директор «Эрманн» в России и СНГ; Раиса Полякова, генеральный директор KFC в России и СНГ; Ольга Зинякова, президент сети кинотеатров КАРО; Вадим Лобов, президент корпорации «Синергия»; Андрей Трубников, основатель бренда Natura Siberica.

Макроэкономика – это обменные курсы, инфляция, котировки акций и облигаций, процентные и налоговые ставки, – в развитых странах это самая важная информация для принятия инвестиционных и финансовых решений в развитой экономике.

«В нашей стране рынок более-менее «рулит» на уровне малого бизнеса, но выше начинается госраспределение допусков и заказов и никакого рынка», - высказывается Голиков.

Привлечь деньги за счет публичного размещения? Структурировать финансирование, собрав выгодную комбинацию банков, инвесторов, выпустив акции и долговые расписки? Это, в общем-то, не про Россию. Зато понимание макроэкономических трендов поможет понять, чего опасаться и от чего воздерживаться.

Ниже приведем несколько практичных советов от эксперта:

Первое: планируя привлечение инвестиций, меньше смотрите на биржевые индексы и больше рассчитывайте на стратегического инвестора, – того, который собирает портфель лучших компаний одной отрасли – по сути клиентов и конкурентов, чтобы консолидировать отрасль. Конечно, это в большей мере касается крупных компаний, но для небольших это правило – верный ориентир.

Почему так? Потому что сейчас и в ближайшие годы динамика биржевых индексов меньше отражает инвестиционный климат, чем еще лет десять назад. Благодаря цифровизации, существенно растут шансы на прорыв малых и средних компаний, особенно тех, которые быстро находят масштабируемое технологическое решение. Но на бирже их нет, потому что на биржу не пускают слишком маленьких и слишком молодых. Соответственно, биржевые индексы не включают финансовое здоровье большого числа малых перспективных компаний.

Важная оговорка: речь идет именно о расширяющейся области шансов. Известно, что вклад малого и среднего бизнеса в ВВП развитых стран сокращается (например, с конца 1990-х годов в самой рыночной экономике мира США он снизился с 48 до 44%, причем равномерно по почти всем отраслям).

Что надо просигналить о своей компании, чтобы обратить на себя внимание редкого стратегического инвестора?

Чек-лист включает три пункта:

  • ваши целевые клиенты – растущая отрасль с устойчивым спросом;
  • у вас контрастный, отличный от других продукт,
  • компания в операционном плюсе и имеет стратегию хотя бы на 3-5 лет.

Второе: Россия продолжит отставать от мировой экономики, поэтому курс рубля из года в год будет снижаться. Почему так? Потому что российское государство «резервируется», готовясь к углублению кризиса и дальнейшему отсечению страны от мировых рынков. Наши руководители создали мощную подушку безопасности для выживания в кризис – рекордно подняли золотовалютные резервы и держат профицит бюджета. Так что официальный темп роста ВВП у нас в 3-4 раза отстает от схожего с нами Китая, а динамика реальных доходов уже шестой год подряд (с 2015 года) отрицательная.

Так как же реагировать? Откладывать на пенсию можно в любой доступной форме, главное, в стабильных экономиках и валютах.

Консервативный портфель в американском и сингапурском инвестфонде или на офшорных островах, домик на туристическом направлении, - все подходит. А вот зарабатывать доходность выгоднее всего на управлении бизнесом или на прямых вложениях, в том числе и на домашнем рынке. На фоне долгосрочной стагнации таких способов всего три:

  • консолидировать рынок, мирно устраняя конкурентов;
  • целиться на экспорт;
  • вести бизнес с крупным растущим компаниям.

Говоря о прямых вложениях, хороша стратегия информированного инвестора вдолгую, но короткими перебежками. Вкладывать в проекты или контракты стабильных компаний – вариант номер один. В стартапы и новые проекты – вариант номер два. В обоих ситуациях следует вникнуть в бизнес и оценить: насколько партнер готов к масштабированию на рынке.

И в любом случае следует научиться ставить в приоритет высокую отдачу на активы. Ищем быстрые источники заработка на приобретаемых активах, чтобы поддержать денежный поток в период инвестирования, даже если это выглядит как непрофильная деятельность. Например, при строительстве торгового центра в жилом районе расчищаем участок со стороны соседнего жилого дома и сдаем места для торговли под открытым небом или под суточную парковку.

Какие еще бизнес-решения помогут выиграть? Сильнейшее влияние на прибыль обещают информационные и логистические бизнес-решения, которые удешевят и ускорят путь клиента и путь к клиенту.

Выиграет та площадка, тот бизнес, который настроит алгоритмы, помогающие быстро и гибко формировать предложения по условиям комплектации, отгрузки, цены, верификации условий договора и платежей. Число потенциальных поставщиков подобных решений и в нашей стране, и за рубежом достаточное. Тот, кто сумеет выстроить хорошую архитектуру платформы и сформулировать техническое задание, точно станет влиятельным игроком своего рынка за два-три года.