АКРА подтвердило рейтинг ГТЛК на уровне «А+(RU)»
Аналитическое кредитное рейтинговое агентство подтвердило кредитный рейтинг Государственной Транспортной Лизинговой Компании на уровне «А+(RU)» со «стабильным» прогнозом и рейтинг выпусков облигаций на уровне «А+(RU)». Кредитный рейтинг ГТЛК обусловлен высокой вероятностью экстраординарной поддержки компании со стороны правительства, которая, в свою очередь, связана с ролью ГТЛК в реализации государственной промышленной политики и политики в области развития транспортной отрасли, объясняют эксперты. Опорная роль ГТЛК для Минтранса России в плане реализации ряда государственных программ в транспортной сфере обуславливает гарантированный спрос на услуги компании, прежде всего в сегменте авиатранспорта, а также в нишевых сегментах транспортной отрасли. АКРА расценивает данный фактор как значимое конкурентное преимущество, которое не отражено в оценке собственной кредитоспособности (ОСК) компании. Это обуславливает более высокий уровень кредитоспособности компании, что выражается в добавлении дополнительной рейтинговой ступени к уровню ОСК. Оценка собственной кредитоспособности находится у компании на удовлетворительном уровне («bb», согласно материалам агентства). Адекватный бизнес-профиль ГТЛК обеспечен ее очень сильными позициями на лизинговом рынке и в сегменте лизинга транспортных средств. Оценку фактора ограничивает сохраняющаяся концентрация лизингового портфеля на лизингополучателях и авиационном транспорте, при этом АКРА отмечает усилия, предпринимаемые компанией для снижения концентрации лизингового портфеля. Также агентство констатирует снижение буфера абсорбции убытков компании при сохраняющейся ограниченной возможности по внутренней генерации капитала. Несмотря на докапитализацию в 2018 году, показатель достаточности капитала снизился до 17% (с 19,9% на конец 2017 года). Ключевым фактором стал быстрый рост активов (более чем в 1,5 раза). ГТЛК планирует поддерживать достаточность капитала на уровне выше 15%. АКРА ожидает сокращения темпов роста компании, что позволяет считать текущий уровень запаса по капиталу комфортным. В то же время собственные возможности ГТЛК по генерации капитала остаются слабыми. Компания вернулась к прибыльности в 2018 году, однако коэффициент усредненной генерации капитала за 2014—2018 годы был отрицательным, следует из релиза. Там поясняется, что прибыльность компании во многом ограничивается реализацией программ некоммерческого (льготного) лизинга. АКРА отмечает, что цели ГТЛК как агента по реализации государственной политики не предполагают поддержания высокой рентабельности. Оценку риск-профиля ограничивает доля проблемных активов в лизинговом портфеле компании. При этом на фоне быстрого роста лизингового портфеля доля договоров с просроченными на 90 дней и более платежами в 2018 году снизилась (до 3,3% совокупных лизинговых платежей к получению с 3,7% на конец 2017-го). По мнению АКРА, отдельные крупные лизингополучатели с общим объемом дебиторской задолженности на уровне 18,3% лизинговых платежей к получению могут столкнуться с дефицитом денежного потока для своевременного обслуживания договоров на долгосрочном горизонте, что повышает вероятность реструктуризации таких обязательств. Структура фондирования оценивается как сбалансированная (в 2018 году компания улучшила диверсификацию обязательств), позиция по ликвидности — устойчивая. В базовом сценарии АКРА (с учетом планов ГТЛК по наращиванию лизингового бизнеса) компания имеет положительный запас денежных средств по итогам каждого квартала на горизонте 12—24 месяцев. В стрессовых сценариях АКРА потребность в привлечении экстренной ликвидности умеренная.