Ждать ли коллапса российских авиакомпаний
Очередное доказательство поговорки, что дурная голова ногам покоя не дает, пришло на этот раз из авиационной отрасли.
Под дурной головой в этом случае надо понимать идею Минтранса о переносе в Россию серверов для продажи билетов и систем регистрации на рейсы с 2020 года.
Ни байта назад
Как признают все специалисты в области информационных технологий, «пакет Яровой» (как для удобства называют набор законов о контроле над киберпространством, принятых в 2016 году) невозможно исполнить на практике по сугубо технологическим причинам.
Когда Госдума голосовала за эти законы, там, вероятно, руководствовались принципом «Течет вода Кубань-реки куда велят большевики»: то есть исходили из идеалистической концепции, что если будет закон, то природа просто никуда не денется, кроме как ему подчиниться.
Вот и сейчас, применение предложения Минтранса на практике может привести к полной остановке деятельности российских авиакомпаний и длительной (на два-четыре года) и затратной миграции в другие системы бронирования.
Первыми тревогу забили в авиакомпании S7, которая работает со швейцарской системой SITA. Аэрофлот работает с системой SABRE (США), его «дочка» «Победа» — с Navitair (тоже США), «Уральские авиалинии» с испанской Amadues.
Из крупных российских авиаперевозчиков только UTair пользуется услугами отечественной «Сирена-тревел» (что, кстати, вполне вписывается в имидж компании, которая рекламирует свои маршруты «туда, где вас ждут», на фоне разваливающихся пятиэтажек и прочих «родных красот»).
Для тех же авиакомпаний, которые входят в глобальные альянсы (OneWorld, Star и SkyTeam), реализация подобного «импортозамещения» будет означать невозможность оставаться участниками этих команд.
«Сирена» воздушной тревоги
Минтранс озабочен сохранением личных данных россиян, чтобы к ним не могли получить доступ иностранные «враги», предполагает сотрудник журнала «Авиатранспортное обозрение» Максим Пядушкин.
«Это требование ведь в рамках «законов Яровой» распространяется не только на авиапассажиров, но и на любых граждан РФ, которые так или иначе засвечивают свои личные данные на иностранных серверах. Поэтому требования к авиакомпаниям ничем не отличаются от аналогичных требований к другим провайдерам», — сказал он «Ридусу».
Хотя до сих пор не было отмечено ни одного случая утечки личных данных авиапассажиров из России через системы бронирования в руки злоумышленников, в Минтрансе пользуются принципом «береженого Бог бережет».
К тому же, правительство хочет сильнее загрузить отечественные системы бронирования НСБ и «Сирену», что имеет и конкретный экономический смысл, добавляет Пядушкин.
«Подавляющее большинство российских авиаперевозчиков уже и так работает с одной из этих систем. Но здесь хитрость в том, что это большинство суммарно обслуживает меньше пассажиров, чем «три кита» российской авиаотрасли — «Аэрофлот», S7 и «Уральские авиалинии». А вот они как раз работают с зарубежными серверами», — говорит он.
Для собственно пассажира нет никакой разницы, какой системой бронирования пользуется его авиакомпания: он видит на экране стандартный набор граф, отличающихся у разных перевозчиком исключительно «скинами» — внешним оформлением.
Российская «Сирена-трэвел» ни в коем случае не означает, что пользующиеся ей авиакомпании самоизолируются от мирового рынка авиаперевозок, то есть она не является «островной», подчеркивает Пядушкин.
Как российские авиакомпании могут пользоваться зарубежными системами бронирования, так и иностранные перевозчики могут использовать российскую «Сирену», если им это почему-либо захочется делать.
Говорят, что скоро всё подорожает
Системы бронирования авиаперевозок в каком-то смысле являются аналогом системы всемирной межбанковских переводов SWIFT. Решение Минтранса полностью копирует ранее озвученные меры Центробанка РФ по страхованию российской банковской системы на случай их отключения от международной системы SWIFT, с той только разницей, что в данном случае Россия действует проактивно, без каких-то поводов к беспокойству.
Инициатива Минтранса может иметь весьма неприятные последствия для авиакомпаний и, как следствие, для авиапассажиров, говорил ранее «Ридусу» глава аналитической службы «Авиапорт» Олег Пантелеев.
«Российские авиакомпании будут вынуждены — и административно, и технологически — построить собственные центры обработки данных на территории РФ, и каким-то образом связать их с глобальными ЦОД по бронированию билетов. Это очень серьезные затраты, и авиакомпании со стопроцентной вероятностью переложат их на пассажиров. То есть инициатива Минтранса приведет к росту стоимости авиабилетов для конечного покупателя», — опасается он.
Если власти РФ будут директивно настаивать на отключении российских авиакомпаний от западных систем бронирования с 1 января 2020 года, не исключено, что «Сирена-Трэвел» и Национальная служба бронирования (НСБ) могут не успеть договориться с глобальными системами о создании «линков» между ними, или физические не смогут в срок сконструировать такие связующие элементы.
«Это приведет к тому, что российские авиакомпании на какое-то время «ослепят» своих зарубежных клиентов: те просто не смогут увидеть наличие мест на рейсах этих перевозчиков, чтобы бронировать их онлайн. Тем самым, «Аэрофлот», S7 и другие российские перевозчики лишатся выхода на зарубежный рынок — и чтобы компенсировать выпавшие доходы, будут вынуждены переложить эти суммы на оставшуюся доступной им клиентуру — российских пассажиров. То есть при любом сценарии стоимость билетов для россиян вырастет», — прогнозирует эксперт.