Председатель Федеральной антимонопольной службы (ФАС) Игорь Артемьев предложил такой документ, что бизнесу понадобилось заступничество председателя правительства Дмитрия Медведева, пишут "Ведомости".
В январе 2018 г. ФАС предложила пакет поправок, которые ужесточают ответственность для владельцев бизнеса и расширяют полномочия антимонопольных инспекторов. На критику этого законопроекта главой Российского союза промышленников и предпринимателей (РСПП) Александром Шохиным президент РФ Владимир Путин заявил: "Более жестокого наказания, чем за нарушение антимонопольного законодательства, можно было представить себе только за государственную измену и за убийство. Я хочу, чтобы все это тоже услышали".
Не найдя понимания у президента, бизнес обратился за защитой к главе правительства Дмитрию Медведеву - 19 июля Шохин, а также президенты Торгово-промышленной палаты (ТПП) Сергей Катырин и "Деловой России" Алексей Репик отправили ему письмо, в котором предупредили: идеи ФАС крайне негативно повлияют на экономику, а именно - могут привести к увеличению необоснованного давления на бизнес, нарушению законных интересов предпринимателей и коррупционным злоупотреблениям.
ФАС в законопроекте предлагает ввести для акционеров компаний, топ-менеджеров и членов совета директоров отдельную ответственность - более жесткую, чем для обычных сотрудников: срок лишения свободы за антимонопольные преступления - от четырех до восьми лет против максимальных четырех лет, а штраф - в 5 раз выше: от 2 млн до 4 млн руб. против 300-500 тыс. руб. ФАС предлагает не ограничиваться штрафом и лишением свободы. Нужно, по мнению службы, еще и конфисковывать имущество, деньги и ценности, полученные благодаря картельному сговору. Сейчас такого наказания не предусмотрено.
Как говорится в письме, 28 марта бизнес проводил встречу с ФАС, но позиция предпринимателей не нашла понимания. Здоровая конкуренция может быть обеспечена и при полной декриминализации картельных соглашений - если сохранится административная ответственность, считают бизнесмены.
Увеличение срока лишения свободы необоснованно и противоречит зарубежным практикам, указано в письме. ФАС предлагала освобождать от уголовной ответственности тот бизнес, который совершил преступление впервые, но если нанесенный ущерб или полученный доход будет уплачен в двойном размере. Такой подход противоречит общим принципам уголовной политики, сказано в письме, в бюджет должно быть перечислено столько, сколько он недополучил. Бизнес против конфискации имущества, уголовной ответственности собственников, а также против введения нового состава преступления - заключение соглашения при организации и проведении торгов, это не всегда является картельным сговором.
ФАС предлагает увеличить срок давности по картельным делам до пяти или до 10 лет (сейчас - 3), по мнению бизнеса, это приведет к нестабильности для участников гражданского оборота и существенно ухудшит инвестиционный климат.
Расширение полномочий сотрудников ФАС может привести к ущемлению прав и интересов бизнеса, предупреждает письмо. Например, антимонопольные инспектора получают доступ к тайне переписки, телефонных переговоров и иных сообщений, смогут изымать документы при выездных проверках.
Фактически у ФАС появятся полномочия правоохранительного органа, опасаются авторы письма.
Как говорит представитель ФАС, служба пока не получала письмо с предложением о декриминализации картелей: проект согласован со всеми ведомствами и внесен в правительство, положения об уголовной ответственности и конфискации имущества сохранены. Формирования здоровой конкурентной среды точно невозможно достичь путем декриминализации картелей, уверен представитель ФАС. Служба действительно предлагает вдвое повысить пороговые значения ущерба и дохода, а после обсуждений законопроекта с РСПП ФАС считает возможным еще больше поднять суммы дохода и ущерба, без учета которых привлечение к уголовной ответственности за картель будет невозможно.
В 2017 г. ФАС завела 675 дел об антиконкурентных соглашениях, из них 360 - о картелях (на 8% больше, чем в 2016 г.). Больше всего картелей ФАС нашла в строительстве и торговле лекарствами и медицинскими изделиями.