АКРА подтвердило рейтинг ГТЛК на уровне «А+(RU)»
Аналитическое кредитное рейтинговое агентство подтвердило кредитный рейтинг Государственной Транспортной Лизинговой Компании на уровне «А+(RU)» со «стабильным» прогнозом. Рейтинг выпусков облигаций ГТЛК также подтвержден на уровне «А+(RU)». «Кредитный рейтинг ПАО «ГТЛК» обусловлен высокой вероятностью экстраординарной поддержки со стороны органов власти. Оценка собственной кредитоспособности (ОСК) находится на удовлетворительном уровне («bb». — Прим. Банки.ру). Компания обладает высоким уровнем кредитоспособности в сравнении с другими эмитентами в Российской Федерации», — отмечается в релизе агентства. «Высокая вероятность поддержки со стороны правительства РФ обусловлена ролью ГТЛК в реализации государственной промышленной политики и политики в области развития транспортной отрасли. Капитал ГТЛК сформирован за счет неоднократного предоставления бюджетного финансирования (совокупно около 69 млрд рублей, из них 11,3 млрд рублей в 2017 году) для лизинга транспортных средств в отдельных сегментах отрасли, которые рассматриваются правительством РФ как приоритетные с точки зрения национальной транспортной инфраструктуры, но развитие которых сдерживается из-за высокой стоимости коммерческого финансирования. Учитывая возрастающую роль компании в обеспечении потребностей транспортной отрасли РФ и планы по дальнейшей докапитализации ГТЛК (14,8 млрд рублей до конца 2018 года), АКРА оценивает вероятность поддержки со стороны государства как высокую. Вместе с тем ухудшение финансового положения компании, хотя и потребует значительных бюджетных вливаний, не будет иметь критических последствий в масштабах национальной экономики», — отмечают аналитики. Адекватный бизнес-профиль обеспечен очень сильными позициями ГТЛК на лизинговом рынке (входит в число лидеров по объему лизингового портфеля по МСФО) и в сегменте лизинга транспортных средств. Оценку фактора ограничивает сохраняющаяся концентрация лизингового портфеля на лизингополучателях (на конец 2017 года доля десяти крупнейших клиентов составила 64% лизингового портфеля по МСФО) и авиационном транспорте (51% портфеля), хотя АКРА отмечает снижение данных показателей за последние два года. Компания планирует продолжить диверсификацию портфеля, в том числе за счет наращивания объема лизинга железнодорожного и морского/водного транспорта. Существенный буфер абсорбции убытков сочетается с ограниченными возможностями компании по внутренней генерации капитала. ГТЛК имеет значительный запас по капиталу благодаря поэтапной докапитализации в 2015—2017 годах для целей реализации программы лизинга самолетов SSJ 100 и иных государственных программ. Оценивая собственные возможности ГТЛК по генерации капитала как слабые, АКРА уточняет, что прибыльность компании во многом ограничивается реализацией программ некоммерческого (льготного) лизинга, однако убыток компании в 2017 году (3,8 млрд рублей) был связан с единовременными расходами на создание оценочного резерва по валютным обязательствам и резерва по дебиторской задолженности по расторгнутым в 2017 году договорам лизинга. При этом АКРА отмечает, что цели ГТЛК как агента по реализации государственной политики не предполагают поддержания высокой рентабельности. На конец 2017 года лизинговый портфель ГТЛК характеризовался невысокой долей договоров с просроченными на 90 дней и более платежами (19,6 млрд рублей, или 3,7% совокупных лизинговых платежей к получению). Дебиторская задолженность по расторгнутым договорам лизинга составляет около 6,8 млрд рублей и на 100% покрыта резервами на возможные потери. Вместе с тем АКРА отмечает отсутствие у отдельных крупных лизингополучателей (дебиторская задолженность по таким договорам оценивается на уровне 9,7% лизинговых платежей к получению) достаточного денежного потока для своевременного обслуживания договоров на долгосрочном горизонте, что повышает вероятность реструктуризации таких обязательств. Характеризуя позицию ГТЛК по ликвидности как удовлетворительную, агентство указывает, что в его базовом сценарии (с учетом планов ГТЛК по росту лизингового бизнеса) компания имеет положительный запас денежных средств по итогам каждого квартала на горизонте 12—24 месяцев. В стрессовых сценариях АКРА потребность в привлечении экстренной ликвидности умеренная. «Опорная роль ГТЛК для Минтранса России в плане реализации ряда государственных программ в транспортной сфере обуславливает гарантированный спрос на услуги компании, прежде всего в сегменте авиатранспорта, а также в нишевых сегментах транспортной отрасли. АКРА расценивает данный фактор как значимое конкурентное преимущество, которое не отражено в ОСК. Это обуславливает более высокий уровень кредитоспособности компании, что выражается в добавлении дополнительной рейтинговой ступени к уровню ОСК», — отмечается в релизе.