Москва демонстрирует рост турпотока: свыше 21 миллиона человек за год. Прирост числа иностранных туристов — 10-12%. В основном это гости из Азии: Китай и Южная Корея. Оттуда стали ездить чаще после введения безвизового режима с Россией. Правда, если говорить о классических для Москвы гостях — Германии, Испании, Италии, возможно, эти страны дадут прирост туристов в 2018 году в связи с чемпионатом мира мира по футболу. В 2017 году здесь была стагнация. Причина популярности Москвы — город преображается, становится дружественным для приезжих. Англоязычное метро и указатели, всюду Wi-Fi, развивается гостиничный бизнес. Что касается достопримечательностей, Москва перестает быть музейным городом. Она позиционирует себя как современный европейский центр. По-прежнему востребованы традиционные исторические объекты — Кремль, Оружейная палата, Третьяковская галерея. Однако появилось много пешеходных зон, большой популярностью стали пользоваться Останкинская башня, смотровые площадки «Москва-Сити», парк «Зарядье» явился арт-объектом европейского уровня. В результате в ноябре российская столица вошла в тройку самых популярных городов мира по версии Instagram и в семерку городов, рекомендуемых для путешествий журналом National Geographic, а также в топ-5 наиболее интересных направлений на зимние праздники от The Wall Street Journal. Что касается Северной Пальмиры, то Петербург в 2017 году получил аж два туристических «Оскара»: как лучшее мировое городское и как лучшее культурное направление. Город демонстрирует серьезный рост турпотока: более 7,5 миллиона туристов за год. Половина — из-за рубежа. Это на 20% больше по сравнению с 2016 годом. С точки зрения иностранных гостей, Питер — город номер один в России, музейно-экскурсионный бренд страны. Хиты — Эрмитаж и Петродворец. По словам туроператоров, многие комбинируют Москву и Питер, но большую часть поездки посвящают Северной столице. Кстати, не исключено, что в этом году число туристов из-за рубежа в Россию снизится из-за чемпионата мира по футболу, прогнозирует гендиректор турфирмы «Дельфин» Сергей Ромашкин: Сергей Ромашкин гендиректор турфирмы «Дельфин» «Обычные туристические потоки очень плохо реагируют на глобальные спортивные события, то есть обычные туристы, те, кто приезжает в город за музеями, они очень неохотно бронируют то время, когда проходят большие спортивные события. Они опасаются столкновения с болельщиками, недоступности достопримечательностей, роста цен на гостиницы в этот период, поэтому мы прогнозируем, что будет приток болельщиков в Москву и Санкт-Петербург, но это будет сопровождаться неким оттоком классических посетителей этих городов, и общий баланс будет близок к нулю. Так было и в Лондоне в 2012 году после Олимпиады, и во многих других городах». В топ-3 для иностранцев (10% всех поездок) традиционно входит Золотое кольцо. Маршрут — через Сергиев Посад, Владимир, Суздаль, Боголюбово. Бич наших регионов — инфраструктура, говорит директор компании «Промотур» Илья Алексеев: Илья Алексеев директор компании «Промотур» «Действительно, сейчас очень много гостей едет не только из европейских стран, но и американцы поехали почему-то вдруг — развивается внутренний рынок. Золотое кольцо набирает обороты, вкладываются достаточно серьезные деньги в индустрию, города преобразовываются, хотя в регионах на самом деле все это происходит гораздо медленнее. Я недавно был в Ярославле, там пока все грустно. Какие-то туристические объекты, конечно, приобретают современный вид, но в целом проектов много, все это рассматривается, но реально реализовывается очень мало. Я думаю, что через пару лет, возможно, мы какого-то уровня в плане инфраструктуры достигнем». Еще одно направление, на котором, по словам туроператоров, встречаются иностранцы, — Сочи. Они приезжают не только в Красную Поляну, но в том числе и на зимний отдых на побережье. Цены там в разы ниже, чем летом. А инфраструктура, построенная к Олимпиаде, позволяет в случае плохой погоды отдыхать, не выходя из отеля. Кроме того, в России есть ряд региональных центров, которые привлекают иностранцев-соседей. Например, Карелия — для финнов или Амурская область — для китайцев. Однако все же 97% туров из-за рубежа — это Москва, Петербург и Золотое кольцо. Кстати, в последние два-три года в результате девальвации рубля поездки в Россию для иностранцев подешевели вдвое. А среди российских туристов тем временем, помимо Москвы и Петербурга, растет популярность Казани и Сочи. При этом наша страна отстает от других по объему доходов. Например, в США средний турист тратит примерно 2650 долларов, в Китае — около 2000 тысяч, в Германии — чуть больше 1000, а в России — всего 270 долларов.