Год для банковского сообщества был непростой. 2018-й банкиры встречают с новым законом о лицензиях, который еще в мае подписал Путин. С 1 января российские банки разделяются на две категории. Универсальные. Это кредитные организации с капиталом более миллиарда рублей, то есть немногим больше половины всех банков страны. Для них ничего не поменяется: регулятор будет требовать выполнять все нормативы в полном объеме.
Остальные банки станут базовыми. Это касается организаций с капиталом от 300 млн рублей, меньше не бывает, это минимальный размер капитала для российского банка. В чем главное отличие: базовым банкам запретили работать с иностранными резидентами. Взамен — более мягкое регулирование.
Максим Осадчий, начальник аналитического управления Банка корпоративного финансирования
«Ужесточатся требования по нормативу М-6, это максимальный размер риска на одного заемщика. Правда, с другой стороны, у них вступают в силу некоторые поблажки по раскрытию информации. Им станет легче отчитываться. Но в целом большого негатива для этой группы я не вижу. То есть это не приведет к их массовому вымиранию».
В дискуссии о разделении банков было сломано немало копий. Изначально хотели разделить банки на федеральные и региональные, и для последних ограничить деятельность своих регионов. Идею в банковском сообществе раскритиковали. Региональные организации заявляли, что им ограничат рост, что их, как у Булгакова, приравняют ко второму сорту.
Потом были споры, можно ли будет мелким банкам менять валюту. Они заявляли, что это существенная часть их дохода. ЦБ прислушался к сообществу, и в итоге Госдума приняла достаточно мягкий вариант закона. Тем не менее, ждать ли в новом году продолжения того, что в финансовом сообществе называют «банкопадом»? Предновогодний прогноз первого зампреда совета директоров Альфа-банка Олега Сысуева:
Олег Сысуев, первый заместитель председателя совета директоров Альфа-банка
«Регулятор покромсал, жизнь покромсала. В общем-то, много банков ушло с рынка. Все равно очень многое будет зависеть от позиции регулятора. Как сам регулятор будет жестко или не жестко следовать своим же требованиям. Если эти действия будут достаточно жесткими, и формальными, и своевременными, тогда мы увидим с вами еще достаточно много и достаточно быстро случаев кончины некоторых финансовых институтов».
Судя по всему, запрет базовым банкам работать с иностранцами — это предотвращение вывода денег за рубеж. Процесс, который проходит параллельно с выездом в другие страны собственников и топ-менеджеров банков. И это логично со стороны ЦБ.
Но могут пострадать мелкие банки из пограничных регионов. Для них общение с ближайшими соседями России — это хлеб. Тем базовым банкам, что захотят стать универсальными, дали год, определиться они должны будут с 1 января 2019-го. Время еще есть, говорит Евгений Егоров, управляющий директор инвестиционного банка «Веста», чей капитал, согласно рэнкингу «Интерфакса», меньше миллиарда рублей.
Евгений Егоров, управляющий директор инвестиционного банка «Веста»
«Как обычно это бывает в нашей бизнес-практике, все пытаются успеть все сделать в самый последний момент. Но этот самый последний момент будет наступать не в конце 20170-го, а в конце 2018-го. Поэтому это, скорее всего, плохо, что рынок к этому будет готовиться перед тем, как это будет иметь значение, а не заранее. Но в ближайшее время, исходя из нового регулирования, нового законодательства, не поменяется ничего. К этому вопросу имеет смысл вернуться ровно через год».
Желающим сменить лицензию, придется, как мне говорил один из участников реформы, «бегать с высунутым языком за капиталом». На практике это, скорее всего, означает поиск нового акционера, готового вложиться в непростое для банков время. Впрочем, о реформе говорили не один год. И ее, довольно редкий случай для страны, качественно обсуждали с деловым сообществом.